Народному писателю Осетии, поэту, драматургу, публицисту, литературоведу, переводчику, главному научному сотруднику Югоосетинского НИИ им. 3. Н. Ванеева, доктору филологических наук, член — корреспонденту Академии наук Грузинской ССР, лауреату премии «Яблоко нартов» Нафи Григорьевичу Джусойты исполняется сегодня 91 год. Художник высокой гражданской позиции, он в своих произведениях с особо пристальным вниманием рассматривает непростые национальные и интернациональные отношения, глубоко переживая судьбу и жизнь России, её народов.

Нафи Джусойты — автор 500 научных работ и художественных произведений объемом около 700 печатных листов. Это исследования (монографии, учебники, справочники), художественные произведения (романы, пьесы, повести, очерки, рецензии, статьи по художественному переводу), которые внесли огромный вклад в национальную культуру. Наиболее известны и популярны циклы исторических романов и повестей, которые охватывают время от скифской эпохи до XIX в.: от эпоса периода военной демократии до первых осетинских просветителей конца XVIII и начала XIX в. Другой цикл посвящен современной истории осетинского народа.

Известны также и его художественные переводы.

Нафи Джусойты перевел на родной язык стихи М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, произведения Ф. Тютчева, А. А. Блока, Софокла, Шекспира. Огромен диапазон блестящего переводческого творчества Н.Г. Джусойты. Щедрый талант Нафи Григорьевича ярко проявился в его поэзии и прозе.

Поэтический мир Нафи Джусойты сложен и многогранен и трудно войти в него без литературоведческого сопровождения и без знания осетинского языка. Но когда войдешь в этот мир, сразу увлекаешься красотой и благородством поэтической мысли и чувства, сиянием гор, ощущением величия мира и человека в нем, которое вселяет в сердце веру и любовь.

Мир Нафи Джусойты сложен и многослоен. В нем есть и горе, и скорбь, но чувствуешь себя свободно, как в родных горах. И вселяется в сердце надежда, что с Нафи Джусойты можно переселить любую боль, любое горе и выйдешь к свету, к солнцу. Поэзия Нафи Джусойты пропитана духом осетинской истории, а мысль его строго исторична. Он, всегда обращаясь к социальным явлениям, прекрасно видит их причинно-следственные связи в динамическом развитии.

Нафи Джусойты вернул поэзии подлинный лиризм, откровения и мысли поэтическими образами: «Пусть осаждает жизнь меня упорно. Я не укроюсь за хребтами гор»; «Я — сын немногочисленного рода»; «Народ мой мал, но горд и правомочен не менее великого народа». Кайсын Кулиев, друг и соратник по перу, верно заметил главную особенность лирики поэта: «Он глубоко чувствует неповторимость облика родной земли, хорошо знает характер своего народа, его исторические судьбы и умеет говорить о них по-своему, образно и проникновенно… В стихах поэта живут смелые и благородные люди, готовые на подвиг, готовые в любую минуту помочь другим, люди труда, с чистым сердцем и совестью, глубоко уважающие радость и горе других».

Основной мотив лирики Нафи Джусойты — мотив унаследования моральных заветов предков, который расширяется в мотив исторической памяти, в то, что пережили и чувствовали прошедшие поколения.

В любовной лирике поэта лирический герой предстает как рыцарь с чувством обязанности и вечной вины перед женщиной, с ее жертвенностью и ответственностью за любовь. В поэзии Нафи Джусойты развиваются и другие темы: тема «малой родины», тема «поэта и поэзии», тема «судьбы», тема «старости и детства».

Неистребимое пристрастие поэта к горам, горному пейзажу, в описаниях невыразимо прекрасной Осетии и своеобразный поэтический голос, по которому безошибочно узнаешь горца, кавказца. Это особый нравственный акцент, особый сплав мягкости и мужества, природой доброты и застенчивой скромности. Вся поэзия Нафи Джусойты пропитана духом осетинской истории, а мысль его строго исторична. Он всегда, обращаясь к общественным явлениям, ясно видит их причинно-следственные связи в динамической протяженности.

Если в поэзии Нафи Джусойты судьба народа отражается через призму субъективного мира лирического героя, то в прозе — через объективные картины жизни. Историческая память, историческое прошлое — это возвращение к детству человечества. Нафи Джусойты исследует процесс исторического взросления человечества — от детского восприятия мира.

Лирико-философское эссе Нафи Джусойты «Песня на два голоса» — одна из лучших в творчестве писателя, имеет глубокий гуманистический и культурный смысл. Историческая память, сочетающая свое прошлое и будущее, живет в самосознании народа, и благодаря такому слиянию, народ достигает своей духовной зрелости.

Значительные изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, позволили ученым и писателям ознакомиться с неизвестными архивными материалами и историческими фактами, прежде всего связанными с Кавказской войной, которая в современных произведениях стала обретать качества объективности.

В 40-50-е годы XX века в литературе появились негативные тенденции отрицания исторического прошлого осетинского народа. В произведениях этого периода воспевались достижения социализма, утверждалась партийная идеология, использовались контрастные описания картин темного прошлого и светлого будущего. В этой ситуации Нафи Джусойты в центральной печати защищал народные традиции, что вызвало негодование в партийных кругах, и литературные власти ополчились против непокорного писателя. Именно в напряженной политической атмосфере создавался исторический роман «Кровь предков» (1965 г.)

Нужно было иметь гражданское мужество, чтобы преодолеть требования официальной идеологии и обратиться к теме Кавказской войны. Из множества нравственно-фило-софских проблем, в качестве главной выделяется проблема моральной оценки трагического исхода осетин в результате Кавказской войны. Именно в художественном осмыслении темы войны наиболее ярко и глубоко обозначились нравственно-философские ориентиры в эволюции национального самосознания. Вехи ее развития обозначены, имена северокавказских авторов и названия произведений, в том числе роман «Кровь предков», к началу XXI века стали знаковыми. Произведение Нафи Джусойты, обращенное к теме Кавказской войны, положило начало гуманистическому осмыслению важнейшей вехи истории осетин, воссозданию процесса пробуждения патриотического сознания народа. Такова концепция романа «Кровь предков».

Роман «Кровь предков» — своеобразная эпическая драма: главная сцена земля, на которой живут осетины, действующее лицо — народ, на фоне повествования о нем крупным планом изображено целое поколение кавказского и русского общества. Отсюда и полифоничность романа, так как в нем нашли отражение события и люди далекого горного аула и царского двора, простые крестьяне, министры и крупные военачальники.

В романе «Кровь предков» речь идет о событиях 1830 года — периода окончательного покорения и усмирения Осетии царским самодержавием. Писатель в своем первом историческом романе создал достоверную картину народной жизни, связанные с карательной экспедицией генерала Ренненкампфа в ущелья Южной Осетии. Кроме установления колониального режима, царизм преследовал еще одну цель: укрепление позиций в важном военно-стратегическом районе, обеспечивавшем связь с Закавказьем — военно-грузинская дорога. Нафи Джусойты показывает широкую панораму горской действительности, борьбу осетинского крестьянства за свою честь и достоинство. Есть в романе пролог, в котором горы обрели символический характер и принимают участие в действии романа, как в древнегреческих трагедиях, сопровождавшихся песнями, являющихся увертюрой к произведению. Эпилог романа трагичен. Фольклорные героические песни вплетены в художественную ткань романа «Кровь предков» и служат автору выявлению исторической и художественной правды. В романе показана широкая панорама военных действий, которая составляет основную часть произведения.

В жанровом отношении исторический роман Нафи Джусойты «Кровь предков» может характеризоваться как роман-судьба, окрашенный философским осмыслением самого сложного и трагического этапа в жизни горцев Южной Осетии. Вместе с тем, «Кровь предков» можно причислить к жанру панорамного романа, так как в нем историческая судьба народа широко, многомерно исследуется с позиций гуманизма.

Нафи Джусойты показывает национальные характеры людей, которые прежде всего дорожат своей честью и свободой. Таковы герои романа — Ака, Бега, Кандил, Солтан, Бабе, Кулой, Темла. Ака — самый старший и самый любимый автором образ, он похож на обломок скалы. Внешне очень суровый горец, но на самом деле — веселый и добрый человек, он очень похож на фольклорных героев. Его сыновья под стать своему отцу. Ака воспитал своих любимых сыновей согласно кодексу горцев, которому он сам следовал неукоснительно. Они напоминают нам героев эпоса. Бега, любимый племянник Ака — истинный потомок нартов, Ака относится к нему как к родному сыну, ценит его силу, мужество и юмор. Всех героев романа объединяет стремление к свободе и справедливости. В романе есть привлекательный образ русского солдата Орлова, который перешел на сторону повстанцев.

Помимо того, в романе действуют сотни безымянных героев, чьи судьбы воспроизводит писатель и наблюдает за их движением в конкретной исторической обстановке. Все герои романа ощущали драматизм безвыходного положения, но стояли за свободу и честь до конца. Они пытались спасти себя, свой народ, свою землю, но их трагическая участь была предрешена ходом самой истории.

Таким образом, проблема Кавказской войны, притянувшая писателя Нафи Джусойты, отразила переломный этап истории осетинского народа. Главные вопросы: о сущности духовных качеств человека, участвующего в освободительной борьбе, влияние драматических коллизий войны на нравственный мир людей, проблема нравственного выбора, ответственности человека за мир и благо близких, рода, племени, всего народа, были поставлены и обрели философское звучание.

Е.М.Губашиева

Наверх