Миссионерский отдел Аланской епархии совершил паломничество к святыням и памятникам аланского наследия в Крыму. О поездке, которая проходила в дни очередной годовщины агрессии Грузии против Южной Осетии, после возвращения из Крыма нам рассказал иерей Аланской епархии отец Иаков Хетагуров.
«Весь мир – мой храм!»
Своим девизом в этой поездке паломники выбрали строки бессмертного Коста Хетагурова: «Весь мир – мой храм, Любовь — моя святыня, Вселенная — Отечество мое!»
«Кстати, с Крымом связан значительный период жизни нашего гениального поэта. Что интересно – одним из направлений проникновения христианства в Осетию был именно Крым.
Аланы из Крыма распространили христианство в другие части Алании, в частности, на Кавказ. Об этом писал и сам Коста Хетагуров в поэме «Хетаг»: «Хетаг – сын аланского царя принял суровую веру в Херсонесе, где крестился и Владимир – креститель Руси», — отметил отец Иаков.
Крестный ход «Аланский крест» проходил под патронажем Президента РЮО Леонида Тибилова. Партнерами Миссионерского отдела Аланской епархии в РЮО являются Администрация Президента РЮО, Аланская Православная Епархия (РЮО). Партнерами в РФ являются Осетинское землячество г. Москвы, общественное движение «Сарматы».
Один из центров православной Тавриды
«Главной целью нашей поездки было посещение мужского монастыря. Была установлена табличка с изображением Свято успенского мужского монастыря в Фиагдоне.
В нашу группу входили представители Южной и Северной Осетии и московские осетины – Тамара Бедоева и Петр Елдзаров, Амага Готти, осетины КЧР из Лабы Олег и Заур Хетагуровы и другие представители молодежи. В Крыму служит уроженец Цхинвала отец Владимир (Кокоев).
В поездке принимал участие и Сергий Кокоев, который строит храм московской патриархии в Цхинвале. Вдвоем с Владимиром они отслужили молебен, освятили установленную нами доску.
Монахи приняли нас очень доброжелательно, проявили высокое гостеприимство. Надо сказать, что условия пребывания в монастыре очень строгие, все делается по классическим канонам и требования соответствующие. Что касается самого города, в который мы поднялись после посещения монастыря, то и там есть остатки древнего храма», — уточнил отец Иаков.
Паломническая поездка «Аланский крест» безусловно способствовала консолидации осетинского народа, проживающего в двух республиках, так и землячествах благодаря очищающей силе православных традиций. Кроме того информация об истории и культуре алан утверждает христианства в пределах Российского государства усиливает интеграционные процессы между Южной Осетией и Россией.
«Наш земляк, Каркусов Джамбол строит храм на своей малой родине в Ленингоре. Он рассказал мне, что лет восемь назад он побывал в Крыму и побывал в тех местах, где сохранились памятники, свидетельствующие о пребывании в Тавриде наших предков – алан.
Исследования говорят о том, что в определенный исторический период Крым принадлежал аланам. Соответственно, на полуострове находится очень много памятников аланского наследия.
В частности, на одном из плато есть остатки аланского городища. Есть все основания утверждать, что помимо функций поселения, этот город в свое время играл роль и стратегического назначения, поскольку расположен практически в неприступном месте. В город ведет только одна дорога, ограниченная со стороны, крутым обрывом, с другой стороны – крутой в несколько десятков метров каменистой скалой. Я рассказываю об этом городе потому, что он расположен над действующим в настоящее время Бахчисарайским православным Свято успенским мужским монастырем. В этом монастыре расположены два древнейших скальных храма.
Ученые считают, что этот памятник – свидетельство самого раннего появления христианства на всем постсоветском пространстве.
Городище расположено в удивительной красоты местности – с высокого плато видна практически половина Крыма. Мы отслужили там молебен на осетинском языке с тремя ритуальными треугольными пирогами. При этом все ощутили невероятной силы ауру, которая буквально обволокла нас и мы, молча, внимали тишине. Мы почти физически ощущали то, что спустя много веков эти стены вновь услышали молитву на осетинском, аланском языке. Именно в этот момент мы поняли, что наша миссия выполнена.
Мы установили крест на месте аланских захоронений в Ялте. Мы помянули души наших предков и горсть земли Осетии насыпали на могилы алан», — поделился своими впечатлениями иерей Аланской епархии.
Бахчисарай — бывшая столица Крымского ханства и одновременно один из центров православной Тавриды. Церкви и кельи Свято-Успенского монастыря вырезаны прямо в скалах. Иноки молятся здесь уже много столетий – обитель основана византийскими монахами в VIII веке.
По местам боевой славы
После этого путь миссионеров лежал в Севастополь — по местам боевой славы. Они побывали на легендарной Сапун-горе. В Севастополе участники паломнической поездки возложили цветы к мемориалу погибших воинов обороны Севастополя. «Еще один немаловажный и символический момент – наша поездка по времени пришлась на очередную годовщину агрессии Грузии против Южной Осетии на 08.08.08. мы обслужили молебен по невинно убиенным во время августовской трагедии нашего народа», — сказал отец Иаков.
На самой Сапун-горе погибло много осетин. Каждый третий осетин, сражавшийся на фронтах Великой Отечественной войны, погиб в Крыму. Поскольку погибших там было много, то на могильной плите высечены только фамилии Героев Советского Союза. И среди них – два осетина – Константин Кочиев и Астан Кесаев.
Примечательно, что отец действующего Президента Южной Осетии Леонида Тибилова был удостоен «Ордена Славы» за боевые действия именно на Сапун-горе, а его родной дядя пропал без вести на фронте.
Таким образом, в этой уникальной поездке совместились и духовная составляющая, историческая и политический фактор, а главное — был сделан еще один шаг, который сделал ближе осетин, разбросанных по всему миру.
Зарина Кокоева
↑ Наверх