Образ Святого Уастыржди на своде Государственного драматического театра им. К. Хетагурова стал предметом дискуссий на круглом столе, который прошел в Комитете информации и печати. По мнению представителей общественности, образ далеко отошел от канонического изображения небожителя. Нет бороды, красные полусапожки и возраст. На своде Госдрамтеатра Святой Уастырджи представлен совсем юным.
Проект был разработан художниками Захаром Валивым и Асланом Хетагуровым. Следует отметить, что предложенные ими эскизы, обсуждал художественно-экспертный совет, который был создан при Министерств культуры РЮО.
Как отметили сами художники, было очень много различных вариаций Уастырджи, только эскизов насчитывалось шесть.
«До этого у нас был опыт церковных росписей. Мы с воодушевлением подошли к работе. Все детали образов сделаны хронологически четко. В образе Уастрыджи у М. Туганова существует эклектичность, т.е. шлем может быть турецкий, кинжал XIXвека и т.д. В данном случае, все было сделано четко. Был взят промежуточный сарматский период, начиная от обуви и заканчивая шнурками – все было до деталей соблюдено», — пояснил Захар Валиев.
По мнению другого живописца — Аслана Хетагурова, монументальные росписи – это коллективная работа. Тем более, что здесь фигурирует образ связанный с этнографией, историей.
«К примеру, А. Джанаев писал Уастырджи в двух вариантах: с изображением небожителя на четвероногом коне и на трехногом. По возрастным параметрам он также предстает разным. Мы изучали их работы. Если не будет преемственности, то — не будет развития», — подчеркнул он.
Главный редактор газеты « Республика» Андрей Кочиев выразил недовольство по поводу образа Уастырджи.
Член экспертного совета Константин Кочиев отметил, что художники серьезно подошли к работе.
«Есть часть народа, которая свято верует, что Святой Георгий и Уастырджи разные герои. В работах известных ученых показано, как христианские православные святые превращались в осетинских Зæдтæ æмæ Дауджытæ. Мы не можем даже представить, насколько глубоко в осетинской вере законсервировалось православие, которое аланы приняли от Византии», — сказал он.
Константин Кочиев добавил, что все осетинские небожители — трансформированные христианские названия. «Уас – святой, Джиуӕрджи – Георгий». Что касается возраста, — продолжил он, — боги не стареют, они изображаются молодыми. «Что касается его обуви, о них нигде ничего не говорится. Художник имеет полное право выбирать ту манеру облачения, которая им кажется наиболее правильной», — пояснил он.
Иной точки зрения придерживается директор ЮОНИИ им. З. Ванеева, доцент Роберт Гаглоев. Он подчеркнул, что Уастырджи и Святой Георгий – разные герои. Он также добавил, что образ Уастырджи укоренился в мозгах местного населения и его представляют именно с бородой.
Участники круглого стола решили вынести данный вопрос на научную конференцию, куда будут приглашены представители осетинских диаспор со всего мира.
Итоги пресс-конференции решат окончательную «судьбу» образа Уастырджи.
В работе круглого стола приняли участие Председатель Комитета информации и печати Мария Котаева, директор Госдрамтеатра Тамерлан Дзудцов, начальник отдела охраны памятников Министерства культуры РЮО Нелли Табуева, главный редактор газеты «Республика» Андрей Кочиев, председатель Союза художников Южной Осетии Тамерлан Цховребов, художники-монументалисты Захар Валиев и Аслан Хетагуров, искусствовед Людмила Бязрова, журналисты и другие представители общественности.
Альбина Кокоева
↑ Наверх