Недавно состоялась встреча президента Республики Южная Осетия Леонида Тибилова с представителями Московской Патриархии и лицами, которые курируют строительство Православного храма в Южной Осетии.
Встреча была весьма результативной. В соответствии с достигнутыми договоренностями строительство храма в центре г. Цхинвал начнется в ближайшем будущем. Вопрос решен на уровне Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и президентов Республики Южная Осетия Леонида Тибилова и Российской Федерации Владимира Путина.
Народом Южной Осетии новость о строительстве православной церкви в Цхинвале за зданием Республиканской библиотеки была воспринята неоднозначно. В интернете появились статьи, выражавшие к строительству Православного храма в столице республики отрицательное отношение. Публикациям подобного содержания предшествовали слухи о разногласиях среди народа и представителями интеллигенции. Одной из основных причин «сопротивления» строительству, как отмечается в публикациях, является мнение о неизбежном упоминании во время богослужения священниками от московской патриархии имени главы грузинской православной церкви Илии II, который в свое время благословил грузинских фашистов на войну с осетинами. Вторая причина – недовольство, выраженное авторами по поводу отведенного администрацией города Цхинвал под строительство участка.
Наша редакция попыталась разобраться в создавшейся ситуации. За комментариями мы обратились к уполномоченному президента РЮО по делам религии Соне Хубаевой:
«Представили общественности неоднократно обращались к нам с подобным вопросом. По их мнению, если здесь будут служить представители Московской Патриархии, то во время богослужения непременно будет упоминаться Илия II, который считает Южную Осетию своей канонической территорией. Исходя из этих разговоров, я всегда посещала богослужения, которые проводили в Южной Осетии священники Русской Православной церкви. Я не раз слушала службы, проводимые представителями Аланской епархии Северной Осетии. Во время богослужения упоминались Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима.
Неоднократно посещала службу в Северной Осетии, но ни разу не слышала, чтобы упоминался Илия II. Упоминать главу одной из 15 признанных в мире церквей может только Патриарх, когда ведется патриаршая служба. Рядовой священник не имеет права упоминать главу другой церкви.
Священники югоосетинской Аланской епархии тоже упоминают епископа аланского Амвросия Мефонского, который является главой Греческой церкви. Это каноническое правило, которое не нарушает никто из церковных служителей.
Обсуждение целесообразности строительства православного храма в Южной Осетии — проблема надуманная. Полагаю, что эта работа ведется целенаправленно.
В течение последних 25 лет Южная Осетия обращалась к РПЦ с просьбой взять православный югоосетинский народ под свой омофор, но, исходя из строгих канонов церкви, РПЦ не могла взять под свое окормление югоосетинскую церковь.
После недавней встречи Президента Леонида Тибилова с Патриархом Кириллом контакты с РПЦ активизировались. Налаживает отношения с югоосетинскими священниками и Владикавказская Аланская епархия, направившая в республику священника Сергия Кокоева, который служит на территории Южной Осетии в течение года. Никакого противодействия со стороны нашей церкви при этом не наблюдается. Они вместе не проводят службы, поскольку относятся к разным церквям, однако никаких резких противостояний между ними нет.
Стоит обратить внимание на то, что сами священники не делают никаких резких заявлений, в отличие от определенных лиц, которые распространяют вокруг этой темы слухи. Священники югоосетинской Аланской Епархии пригласили священников, которые привезли в РЮО особо почитаемую икону, на совместную трапезу, где все общались как братья.
Мы благодарны Греческой православной церкви за то, что в трудные для нас времена она поддержала наших верующих. Между нами была договоренность о том, что церковь РЮО на время входит в лоно Греческой православной церкви. И представители греческой церкви сами говорили: «Мы знаем, что ваши политические устремления направлены в сторону России. Конечно, в дальнейшем вы будете стремиться к тому, чтобы РПЦ вас приняла под свой омофор».
Наш путь с Россией, мы свое будущее видим с ней. Я думаю, вопрос, в конце концов, решится. Все шаги, руководства республики, ведут к тому, что и светская, и духовная составляющие Юга Осетии и России, будут объединены».
Своё мнение по этому вопросу высказал также, вышеупомянутый служитель церкви из Владикавказской Аланской епархии отец Сергий, который больше года проводит службы на территории Цхинвала. О. Сергий (Кокоев) родился и вырос в Южной Осетии. Во время грузинского конфликта воевал за свою Родину, был депутатом парламента двух созывов:
«Как я могу упоминать патриарха грузинской церкви, который благословлял в своей службе грузинских агрессоров на захватнические походы в мою родную землю? Об этом конечно и речи не может быть. Во – первых, я не имею канонического права упоминать в ходе службы имя патриарха грузинского.
Не надо вводить народ в заблуждение. Если у людей возникают сомнения или вопросы по поводу проведения богослужения священников от Владикавказской Аланской епархии на территории Южной Осетии, пусть приходят на службу, и лично убедятся, в необоснованности гуляющих в интернете слухов и мнений.
У въезда в город мы строим храм в честь Иоанна Крестителя. Служба проводится в каждую субботу и воскресенье. Пожалуйста, пускай приходят все желающие, чтобы рассеять свои сомнения.
А со священниками Аланской епархии мы – братья. Я воспитался и встал на христианский путь здесь. Я никогда не позволю себе, каких-либо противоречий со своими братьями. И указывать народу, куда ему лучше идти на богослужение тоже не имею права. Человек идет на службу туда, куда потянет его душа».
Важное значение для православных Южной Осетии имеет мнение представителей Аланской Епархии к строительству Православной церкви. Свои комментарии по этому поводу нам дал Благочинный Цхинвальской церкви иерей Иаков Хетагуров:
«Православная Аланская Епархия не может быть против строительства Православной церкви. Насколько нам известно, на строительство храма деньги выделила Российская Федерация, и строить его будут под присмотром самого патриарха Московского. Мы не знаем, кто там будет проводить богослужения, никто пока не обсуждал с нами таких подробностей.
Я бы хотел обратиться к жителям нашего города. На самом деле нет ничего плохого в строительстве Храма Божьего, и это никоим образом не должно вносить разногласия в общество.
У России за рубежом находится много церквей: во Франции, Италии и в других странах. Например, в Италии есть храм, где находятся мощи Николая Угодника. Богослужения в этой церкви проводили по очереди, русские православные священники и итальянские католики.
Я думаю, что это не плохая идея, можно в будущем, в новом храме осуществить ее. Если богослужения будут проводить по очереди РПЦ и Аланская Епархия, то это в очередной раз докажет, что мы находимся с Россией в добрососедских, партнерских отношениях и положит конец противоречиям. Не надо допускать, чтобы строительство этого храма стало причиной раскола общества и использовалось против веры и христианства.
Мы слышали, что предлагали построить на этом месте сквер. В принципе храм не помеха такой идее, а наоборот, скверик при храме был бы замечательным решением в плане чистоты и для духовного отдыха, для женщин и детей».
↑ Наверх