В Осетии шафера называют къухылхæцæг (букв. «держащий под руку»). Круг его обязанностей очень широк и не ограничивается организаторскими функциями. Он является непосредственным участником почти всех свадебных обрядов. Но даже самый выдающийся шафер (къухылхæцæг) не в силах справиться в одиночку со всеми ритуалами, поэтому ему положено иметь помощника – æмдзуарджын (второй шафер).

Как правило, оба шафера подбираются из близких семье людей – родственников или друзей жениха, который лично просит их принять на себя эти почетные обязанности. Старший шафер (къухылхæцæг) принимает активное участие в договоре (фидыд) и в тайном визите жениха в дом невесты (сусæгцыд), а также в организации свадебного кортежа. В доме невесты он должен следить за своими подопечными (чындзхæсджытæ), чтобы они вели себя подобающим образом. Разрешение на одевание невесты у старших и брата невесты тоже получает старший шафер (къухылхæцæг), он же организует почетные бокалы (нуазаентае) для женщин, которые пекут пироги (æфсинтæ). Эти мероприятия требуют от него хорошего знания обычаев, обрядов и тостов.

Помимо всего прочего, старшему шаферу предстоят значительные финансовые расходы. Он преподносит, как и его помощник (æмдзуарджын), подарок невесте – чаще всего это золотое украшение. Также приходится платить выкупы за одевание невесты, за спрятанную по обычаю девушку из числа гостей (чындзхæсджытæ), спрятанную гармонь, предоставление свадебного выезда для кортежа и т.д. (стоит отметить, что старшие в Осетии не поощряют эти действия, считая постыдным брать выкуп с гостей).

Являясь в день свадьбы спутником невесты, старший шафер (къухылхæцæг) сопровождает ее с правой стороны, место помощника (æмдзуарджын) занимает названая мать (кæнгæ мад) или молодая незамужняя девушка (доверенное лицо невесты).

Определенную роль в свадебной обрядности играет названая мать (кæнгæ мад). Ею становится молодая замужняя женщина со стороны родственников или соседка жениха, часто супруга первого шафера (къухылхæцæг). Но во всех случаях выбирают женщину, которая счастлива в браке.

Названая мать (кæнгæ мад) приезжает за невестой вместе со свадебным кортежем (чындзхæсджытæ / чындзхонтæ) и, возглавив молодежь, первой подходит к невесте с поздравлениями. С этого момента названая мать (кæнгæ мад) опекает новобрачную, оказывая ей помощь советами и делами, и исполняет роль посредника между своей подопечной и старшими женщинами.

По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»

Наверх