Год назад ушел из жизни выдающийся осетинский ученый, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Южная Осетия, директор Северо-Осетинского Центра скифо-аланских исследований им. В.И. Абаева, известный специалист в области археологии Баграт Виссарионович Техов.

Баграт Техов  доказал, что осетины – древнейшее население Южной Осетии.

Видный археолог-кавказовед, он на протяжении многих лет ученый вел исследования в разных районах Осетии, в основном в ее южной части, собирая уникальные материалы по археологии.

Именно усилиями Баграта Техова во время начальной стадии обострения грузино-осетинского конфликта экспонаты из Тлийского могильника были доставлены в Национальный музей РСО-Алания на временное хранение. В 1992 году, вплоть до 2015 г., ученый фактически сам оставался главным хранителем этих бесценных артефактов, предметов культурного наследия Осетии.

Баграт Техов родился в с. Земокере Цхинвальского района, в семье крестьянина. В 1952 г. окончил ЮОГПИ. Работал преподавателем Земокерской 8-летней школы. В 1953-1956 гг. был аспирантом Института истории АН Грузии. В 1958 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Позднебронзовая культура Лиахвского бассейна».

В 1959 году начав свою трудовую деятельность младшим научным сотрудником Юго-Осетинского НИИ, Баграт Техов через годы возглавил это научное учреждение. С 1978 по 1992 гг. он — директор Юго-Осетинского НИИ.

В 1974 году Б.В. Техов защитил докторскую диссертацию на тему: «Центральный Кавказ в XVI-X вв. до н.э.». Баграт Техов — автор более 300 научных работ, в том числе 15 монографий.

В одном из своих первых монографических исследовании — «Позднебронзовая культура Лиахвского бассейна (Древний могильник в с. Тли)», опубликованном в 1957 году, автор впервые ввел в научный оборот совершенно свежие археологические материалы из Тли, представляющие из себя комплексы погребального инвентаря, добытые возглавляемой самим автором археологической экспедицией.

Автор подчеркивает, что добытые материалы указывают на богатую бронзовую индустрию района расположения Тлийского могильника в эпоху развитой бронзы, т.е. второй половины II -начала I тыс. до н.э.

В 1971 году вышла из печати монографическая работа Б.В. Техова «Очерки древней истории и археологии Юго-Осетии». Это первая попытка монографического обобщения всех археологических материалов, добытых на территории Южной Осетии как случайно, так и, в основном, в результате стационарных, систематических раскопок.

В работе рассмотрены памятники археологии, начиная с эпохи камня (палеолита и неолита) и заканчивая памятниками античного периода. Все археологические периоды рассмотрены в тесной связи с соответствующими периодами Кавказской археологии, причем дается характеристика трудовой и хозяйственной деятельности племен каждого отдельного исторического периода и их религиозные воззрения.

Весьма значимым можно считать работу Б.В. Техова «Стырфазские кромлехи», которая увидела свет в 1974 году. Работа посвящена исследованию одного из важнейших памятников раннего этапа позднебронзовой эпохи Южной Осетии — Стырфазского могильника, по погребальному обряду, связанного с особым видом могильных сооружений– кромлехами, причем по инвентарю он представляется памятником неизвестного ранее в Южной Осетии типа.

В работе «Центральный Кавказ в XIV — X вв. до н.э.», вышедшей в 1977 году, Б.В. Техов рассмотрел памятники (артефакты) в основном из известного Тлийского могильника эпохи бронзы. Он подчеркивает, что культура племен Центрального Кавказа середины второй половины II тыс. до н.э. сложилась на основе культуры первой половины II тыс. до н.э. Автор останавливается на анализе погребального обряда, инвентаря XIV -XIII вв. до н.э. и XIV-X вв. до н.э.

Результаты анализа артефактов Тлийского могильника эпохи поздней бронзы и синхронных с ними материалов из других памятников дали возможность Б.В. Техову прийти к заключению, что «…судя по антропологическим данным, именно ираноязычные осетины являются потомками этнических групп, населявших Центральный Кавказ с глубокой древности и бывших создателями богатой бронзовой культуры как южного, так и северного склона Центрального Кавказа. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, сохранившиеся в материальной и духовной культуре осетинского народа — иранского по языку и кавказского по культуре».

В 1980 году вышла книга Б.В. Техова «Скифы и Центральный Кавказ в VII-VI вв. до н.э.». Исследование посвящено некоторым вопросам истории скифов и населения Центрального Кавказа. Анализируется 15 погребальных комплексов с предметами «скифской триады», обнаруженные при исследовании Тлийского могильника. В эту эпоху, как считает Б.В. Техов, происходит заметная активизация контактов местных аборигенов с ираноязычным населением, главным образом со скифами, благодаря которым в местное производство были внедрены некоторые формы оружия, конского снаряжения и утвари. Совершая свои походы в Переднюю Азию через перевальные пути, в том числе и в районе Центрального Кавказа, небольшие группы носителей иранских культурных традиций могли оставаться и на его южных склонах. Несмотря на то, что эти группы скифов быстро растворялись в местной среде, они сохранили, однако, некоторые детали погребального обряда, отличавшегося значительной устойчивостью и консервативностью. Б.В. Техов считает, что тлийские материалы имеют особое значение для изучения широкого освоения в VII-VI вв. до н.э. на территории Центрального Кавказа не только железа, но и стали как основного материала для изготовления орудий труда и оружия, причем в распространении железа и стали общепризнанной считается роль именно скифов. В осетинском языке сохранилось много заимствованных от скифских названий. Например, осетинское название стали — ændon — является заимствованием скифского andan.

В 1987 году вышла работа Б.В. Техова «Материальная культура населения среднего течения р. Большой Лиахвы в I-VIII вв. н.э.». Работа посвящена анализу комплексных находок в Стырфазском могильнике сармато-аланского и раннесредневекового периодов, выявленных во время раскопок 1977-78 гг.. Тщательному научному анализу подверглись 33 артефакта (погребения), что позволило автору раскрыть некоторые вопросы экономической и культурной жизни населения среднего течения р. Б. Лиахва в означенный период. Автором подчеркивается, что материалы Стырфазского могильника I-VIII вв. н.э. дают возможность утверждать, что население среднего течения р.Б.Лиахва в сармато-аланский и раннесредневековый периоды продолжало выработанные еще в конце II и в I тыс. до н.э. культурные традиции, причем в комплексах Стырфазского могильника имеются материалы, свидетельствующие о наличии элементов культуры алан уже с первых веков нашей эры.

В последние годы Б.В. Теховым изданы весьма значимые научные работы, монографии — «Тайны древних погребении» (2002г.) и «Археология южной части Осетии» (2006г.).

Ряд обстоятельств, связанных с грузино-осетинским конфликтом, вынудили его переехать в РСО-Аланию. Он был назначен руководителем Центра скифо-аланских исследований ВНЦ АН РФ, где он трудится по сегодняшний день. Б.В. Техов продолжает свои изыскания и мы уверены, что увидим очередные результаты его исследований.

Много внимания уделял и уделяет Б.В. Техов и подготовке научных кадров. Лично я считаю себя учеником уважаемого Баграта Виссарионовича. Под его руководством защищены как докторские, так и ряд кандидатских диссертации.

Плодотворная деятельность Б.В. Техова отмечена благодарностями и грамотами вышестоящих органов. Ему присуждено и звание Заслуженного деятеля науки РЮО.

Наверх