Мы обратились к директору Юго-Осетинского научно-исследовательского института им. З.Н. Ванеева Роберту Гаглойти с просьбой рассказать нам о хронологическом развитии осетино-иранских контактов.

История становления и развития осетино-иранских отношений берет свое начало, можно сказать, с древних времен. Осетия имела продолжительные контакты, как с доисламским, так и мусульманским Ираном.

Еще до принятия ислама Персия распространяла среди родственных осетин митраизм и зороастризм.

Есть сведения, что один из зороастрийских центров находился в районе с. Никози (к юго-западу от г. Цхинвал), но впоследствии на его месте была воздвигнута христианская церковь! Кстати, основание г. Цхинвала в 325 году н.э. приписывается представителю аршанидской династии Персии, Аспагуру, который после своей смерти был похоронен в окрестностях Цхинвала.

Интересно, что после знакомства осетин с исламом пророк Мухаммед получил у них имя Сына Солнца (Хуры фырт), хотя можно указать, что зороастризм оказал слабое влияние на осетин-алан и их предков скифов. На это указывает и отсутствие в осетинском языке наименований из пантеона зороастрийских божеств.

Взаимоотношения аланов (осов) и их протоэтноса — скифов с Персией возникли гораздо раньше начала проповеди Мухаммеда. Речь идет о таких временных рамках, как VIII — VI вв. до н.э. — отметил директор ЮОНИИ. Несмотря на то, что в Иране был утвержден ислам в качестве государственной религии, у осетин сохранилась память о родственных отношениях с персами, хотя в связи с закреплением России на Кавказе, осетинско-иранские контакты были сведены к минимуму. И это несмотря на то, что осетины на протяжении длительного времени служили связывающим звеном между иранской культурой и Россией. Часть осетин продолжала, даже в начале XIX века, ориентироваться на Иран. Осетины рассматривались персами в качестве единомышленников. Очень много сведений об осетино – иранских взаимоотношениях, где четко прослеживается, что они связаны с борьбой за Кавказ России и Персии.

Известный иранский писатель Саид Нафиси подчеркивал, что аланы или осетины — это иранцы по происхождению, а осетинский язык — это один из древнейших иранских языков.

До 1917 года Осетия имела широкие связи с Ираном, причем во Владикавказе и других районах Осетии проживало больше количество иранцев. Хочется отметить, что по завершению Большой Кавказской войны во второй половине XIX века (1859-1864гг.), часть осетин была выслана в Турцию. Но это уже другой разговор.

Среди мусульманской части населения Осетии закрепилась суннитская правовая школа, а в силу исторических причин шиитский толк ислама (т.н. «персидский ислам») осетинами не был принят.

Несмотря на это в конце XIX века начала XX века во Владикавказе было построено две мечети, одна «Суннитская» (находится в районе гостинцы «Владикавказ»), другая «Персидская» (здание т.н. «Планетария»).

Обе мечети сохранились, по сей день, причем «Суннитская» — действующая.

Надо отметить, что первые попытки установления связей с одним из регионов постсоветского пространства, с Осетией, были предприняты руководителем культурного центра иранского посольства в Москве Мехди Санаи еще в ноябре 2001г., (который стал послом ИРИ в РФ, в 2013 году). Уже с того времени в г. Владикавказе были проведены как дни иранской культуры, так и круглый стол «Проблемы ирановедения: история и современность» в СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ и Правительства РСОА, в 2007г. во время рабочего визита в РСО-А, г. Владикавказ, посла ИРИ в РФ Голамреза Ансари), в 2001г. во время посещения Северной Осетии Мехди Санаи.

Я, принял участие в работе научной конференции, выступив с докладом — «Сасаниды и Южная Осетия, в раннем средневековье». Материалы приведенные мною в докладе (обнаруженные в Южной Осетии сасанидские монеты, фалары, бляшки и т.д.) вызвали интерес у наших гостей, особенно артефакты сасанидского происхождения из с. Рук, Стырфаз, Велур, Монастер, Сохта, Аркнет и т.д. Интерес вызывает и обнаружение сасанидских монет с именами сасанидских царей Валкама (V в. н.э.) и Кавада (VI в.н.э.) обнаруживаемых в разных районах Южной Осетии.

В ходе обсуждения был поднят ряд вопросов о связи осетин с иранцами, которые были приятно удивлены, что в Юго-Осетинском государственном университете намечено открытие факультета персидского язык (впоследствии он был открыт, но, к сожалению, в настоящее время он перестал функционировать. Я считаю, что это неправильное решение. Этот факультет надо восстановить).

Иранская сторона предложила со своей стороны налаживать двусторонние отношения, как в области образования, так и науки. С этой целью прорабатывался вопрос о направлении наших студентов осетино-персидского факультета открытого в 2009 году, на стажировку в Иран. Нам нужны специалисты по проведению, истории и культуре Ирана.

В этом году Юго-Осетинский НИИ им. З.Н. Ванеева направил двух своих сотрудников-языковедов, в г. Москву в Институт языкознания АН Российской Федерации на годичную стажировку для повышения уровня знания персидского языка в том числе, и лексикологии и других аспектов, в том числе и вопросов истории и культуры Ирана.

Немаловажное значение в развитии осетино-иранских отношений имеет мнение Главы дипломатического представительства Ирана в Российской Федерации (назначен был в декабре 2013 года) Мехди Санаи, который высказал намерение «налаживать с Осетией экономические, исторические и культурные связи». Большой интерес вызвало выступление зам. директора московского Центра стратегической конъюнктуры М. Чернова — «Транспортный коридор Иран-Армения-Грузия-Россия», на бизнес-форуме в г. Владикавказе в марте 2014 года — «Развитие делового сотрудничества бизнеса юга России, Кавказа и Исламской Республики Иран». Речь в частности, шла о строительстве железной дороги Алагир-Цхинвал, с прямым выходом на Армению и Иран, что резко может поспособствовать экономическому сотрудничеству.

Кстати, лично я неоднократно поднимал вопрос строительства дороги, о ее значении в плане не только экономической, но и военно-политической, и дело даже не в непредсказуемости и ненадежности Грузии, а в волевом решении руководства Российской Федерации, в том числе ее военного ведомства, конечно же, в большой заинтересованности в решении этого вопроса как руководства двух Осетии, так и всего осетинского народа.

Все действия иранской стороны, в лице посла Ирана в РФ свидетельствуют о серьезных намерениях Ирана развивать осетино-иранские связи в сфере экономики, транспорта, культуры, образования и науки. Не исключено, что наши более тесные контакты с Ираном, дадут возможность признания независимости РЮО со стороны Ирана, тем более, что все участившиеся встречи с иранской стороной говорят о наличии начала большого сотрудничества, сближению позиции Ирана и Южной Осетии.

Можно только приветствовать слова, высказанные Мехди Санаи о том, что

Осетия «сильный элемент в обеспечении безопасности на Кавказе и будет играть серьезную роль в наших взаимоотношениях с Российской Федерацией — как земля, которую мы любим, с которой у нас общие корни, культура, традиции». Хотелось бы, в продолжение этих слов, в ближайшем будущем, услышать и информацию о признании Ираном независимости молодого, перенесшего многие невзгоды и лишения Республики Южная Осетия- Государство Алания, с его мужественным народом подвергшимся геноциду со стороны фашиствующей Гамсахурдиевско-Саакашвилевской Грузии, в конце XX, начала XXI века.

И вместо послесловия.

Как я узнал из корреспонденции журналиста Джусойты Н.С. (газета «Хурзарин» №160/18693 за 19 декабря 2017 года), в г. Владикавказе в Актовом зале Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова состоялась научно-практическая конференция, где рассматривались вопросы исторических, и культурных связей между Ираном и Северным Кавказом, а также сотрудничества между Россией, Евразийским Экономическим Советом и Исламской Республикой Иран.

Интересно, что на эту конференцию были приглашены руководители регионов Северного Кавказа, ученые, руководители организаций и ведомств, представители бизнеса, студенты.

Иранскую делегацию возглавил выше нами упомянутый Полномочный посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации, Мехди Санаи.

Конференцию открыл Глава РСО-Алания Вячеслав Битаров, подчеркнув, что «Иран для России не только хороший партнер в экономических делах, но и большой друг Ирыстона»…

Я конечно же не буду полностью приводить информацию Джусойты Н.С., но… у меня осталось какое-то чувство неудовлетворенности (мягко сказать!) от того, что на эту конференцию никого из Хуссар Ирыстона не было (по крайне мере, в статье Джусойты Н.С. — о нас ни слова). А ведь когда мы говорили, что мы только де-юре не единая Осетия…, а на деле то получается, что и де-факто, нас как-то обходят стороной.

Я это не считаю упущением, а большой ошибкой, т.к. на означенном форуме речь шла не только о торгово-экономическом сотрудничестве, но и историко-культурных связях, современных отношениях, высоких технологиях, образовании, сельском хозяйстве, транспорте, медицине и о совместных разработках по выпуску лекарственных препаратов и т.д..

Неужели кто-то думает, что Южной Осетии нечего предложить для решения хотя бы одного из выше означенных направлении?

Может, настало время объединения двух частей Ирыстона во всем, не на словах, а на деле.

Неужели Исламская Республика Иран будет налаживать

сотрудничество только с севером Осетии-Алании, выборочно?

Конечно нет. Я уже упомянул о проекте проведения дороги Даргь-Кох- Цхинвал, который заинтересовал Иранскую сторону. И это только единичный пример.

Я думаю, что наше внешнеполитическое ведомство, в лице Министерства иностранных дел, сделает все возможное, чтобы Иранская сторона проявляла определенную заинтересованность и в налаживании связей и с югом Ирыстона, тем более, что это очень важно для обеих сторон.

Директор Юго-Осетинского НИИ им. З.Н. Ванеева, Председатель Юго-Осетинского республиканского Совета Международного общественного движения «Высший Совет осетин», заслуженный деятель науки РЮО Роберт Гаглойти

 

Наверх