Жанне Плиевой — композитору, пианисту, педагогу, сегодня исполняется 70 лет.

Президент Анатолий Бибилов поздравил известного осетинского композитора Жанну Плиеву с 70-летним юбилеем и присвоил ей своим Указом почетное звание «Народный артист Республики Южная Осетия».

Глава государства пожелал Жанне Плиевой долгих лет жизни, поблагодарил за творчество, которым композитор на протяжении многих лет прославляет Осетию. Анатолий Бибилов поинтересовался также здоровьем Жанны Васильевны и заверил, что медики Южной Осетии готовы оказать ей любую необходимую помощь.

Жанна Васильевна родилась 10 февраля в Цхинвале, окончила Ленинградскую консерваторию, она — заслуженный деятель искусств СОАССР (1989), лауреат Государственной премии России, член Московского отделения Союза композиторов. Она — автор 6 симфоний, 3 балетов, 4 концертов, многочисленных камерных, вокальных, инструментальных произведений. Ее музыка к анимационному фильму «Волшебная свирель» (режиссера М. Тумеля, Беларусь) была удостоена «Золотого витязя» на IX международном кинофоруме «Золотой витязь» (2000), Гран-при международного фестиваля анимационного кино «Золотая рыбка» (1998), Первой премии на Всероссийском фестивале анимационного кино в Тарусе (1999). Ее произведения исполнялись и исполняются лучшими оркестрами Европы и России. «Праздничную» увертюру дирижирует маэстро Валерий Гергиев. Жанна Васильевна писала музыку к первым осетинским мультфильмам, много сочиняла для драматических театров Южной и Северной Осетий.

Имя Жанны Плиевой в равной степени связано как с Осетией, где она родилась и выросла, так и с Россией, в которой ее талант композитора и пианиста раскрылся с наибольшим размахом. Автор множества фортепианных, хоровых, инструментальных произведений, шести симфоний, трех балетов, четырех концертов, музыки к кинофильмам и т.д. В 2002 году удостоена Государственной премии РФ за балетный спектакль «Небесное зеркало» на сцене государственного обрядового театра «Арвайдан». В начале 80-х она — директор Цхинвальского музыкального училища. Член Союза композиторов СССР с 1976 года, заслуженный деятель искусств РСО-Алания.

Ее игра — это всегда редкое техническое совершенство, яркий темперамент и невероятная глубина звучания. Это очень сильные эмоции, когда слушаешь ее, а точнее становишься свидетелем диалога композитора с музыкой, с инструментом, с той материальной тканью, из которой рождаются только ее, Жанны, звуки. Чистые, сильные, временами легкие, почти атмосферные, они впечатляют глубоким объемным звучанием. Ее творчество — это новаторский взгляд на классическую музыку вообще и осетинскую музыку в частности. Многие музыкальные критики отмечают ее яркий талант и особенное понимание национальных корней. Жанна Плиева любит и с удовольствием выступает на родине. В Цхинвале всегда ждут ее концертов. Здесь у Жанны есть своя преданная публика, которая высоко ценит талант и творчество композитора.

Жанна Плиева — человек из будущего, человек-космос, Вселенная, — так характеризуют ее многие критики, а также люди, близко знакомые с ней. Человек из мира высоких материй, порой непостижимых и недосягаемых, но при этом земная и чрезмерно ранимая. Каноны биологических ритмов неприменимы к ее по-детски восторженному отношению к истинной красоте, к ее мощной женской логике, в математически верных гармониях, в произведениях, созданных ею.

Технически выразительная музыка Жанны Плиевой узнаваема только ей присущим орнаментом звучания, метроритмом и т.д. Жанна Плиева — явление знаковое на музыкальном олимпе осетинской музыки. Ее творчество нередко вызывает споры не только в среде музыкальной интеллигенции. Влюбленная в горы и природу своей Родины, покоренная их красотой, она посвятила им ряд своих произведений. Жанна творит, создает, исполняет на характерном для нее музыкальном языке. Выдающийся советский композитор Тихон Хренников писал: «Я всегда с большим интересом слушал симфонии и фортепианные сочинения Жанны Плиевой. Она устремлялась к новому, не отрываясь от родной почвы. Использовала арсенал новейших композиторских средств, оставаясь верной традиционной, тональной музыке. Это меня очень подкупало».

Нелегкие испытания выпали на долю Жанны Плиевой. В день рождения поклонники ее таланта желают ей побыстрее окрепнуть. С новыми силами окунуться в творческую атмосферу новых встреч и концертов, без которых трудно представить жизнь и творчество любимой Жанны Плиевой.

Ацамаз Макоев, композитор, председатель правления Союза композиторов Республики Северная Осетия – Алания, в интервью газете «Северная Осетия», говоря О Жанне Плиевой отметил:

– Судьба нашей Жанночки во второй половине жизни сложилась не очень удачно: болезни, несчастья, обрушившиеся на нее, привели ее в тяжелое состояние, из которого ей очень трудно выйти. А ведь Жанна Плиева – композитор мирового уровня и один из выдающихся композиторов XX–XXI веков, чье имя уже вошло в историю и чье творчество никогда не иссякнет, всегда будет исполняться и всегда будет востребовано. Для меня она стоит в одном ряду с Софией Губайдулиной, Родионом Щедриным, Александром Чайковским… Имея глубочайшие осетинские корни, она впитала самое лучшее в Ленинградской консерватории и прекрасно знает мировую, советскую, русскую, осетинскую музыку, что и использует в своем творчестве. Она всегда была в курсе всех музыкальных течений, увлекалась синтезатором, современными звучаниями. Жанна – выдающийся симфонист, ее сочинения – фантастичны, она – страстный пианист, ее фортепианное творчество увлекает и шокирует своей необычностью и красотой. Жанна – человек планетарного масштаба. Того же уровня, что и Валерий Гергиев, Долорес Билаонова, Вероника Дударова.

И еще Жанночка была удивительной матерью, влюбленной в своего ребенка. Если бы не его трагический уход, то он продолжил бы то, что унаследовал генетически от мамы и вообще от фамилии Плиевых, очень композиторской фамилии, и был бы достойным последователем осетинского музыкального творчества.

Жанна – потрясающий человек. В конце 1970 – в начале 1980-х мы жили рядом в общежитии Ленинградской консерватории. Она, учась в аспирантуре, успевала опекать и Валерия Гергиева, и всех наших земляков. Для нас она была тетей, следившей за тем, чтобы мы были опрятными, чтобы нас никто не обижал, чтобы мы были сыты… Она, если любила человека, то могла просто зацеловать его, так как никогда не скрывала своих эмоций. Она мне очень дорога.

Я очень хочу, чтобы болезнь отступила, и Жанна смогла еще что-то успеть, хотя бы собрать и классифицировать свое творчество. Ее юбилей – большой праздник для мировой музыкальной культуры.

Тамара Котолова  

Наверх