На протяжении всей своей истории Государственный драматический театр играет в культурной жизни республики чуть ли не главенствующую роль. А потому любое новшество в нем сразу же становится предметом пристального внимания и обсуждения. Так было и в этот раз.

Как только прошел слух о том, что артисты репетируют новый спектакль, в котором главную роль будет играть народная артистка РЮО Людмила Галаванова, публика стала с нетерпением ждать, предвкушая яркие эмоции и пытаясь предугадать, кто же выступит в других ролях. Интриги к предстоящему действу добавляло то, что спектакль «Ныййарæджы кадæг» по одноименной пьесе Владимира Гаглоева ставился на сцене югоосетинского театра два раза, последний — 30 лет назад…

Сказать, что в день премьеры — 22 июня — зрители получили сильные впечатления, значит — ничего не сказать. По силе накала чувств и эмоций спектакль превзошел все ожидания зрителей. А среди них были не только завзятые театралы, но и все руководство республики: Президент Леонид Тибилов, Председатель Правительства Доменти Кулумбегов, Председатель Парламента Анатолий Бибилов, руководитель Администрации Президента Борис Чочиев, члены Правительства, депутаты Парламента.

Трагическая история матери, потерявшей в Великой Отечественной войне семерых сыновей, но не сломавшейся под ударами судьбы, проникновенно сыгранная блестящей плеядой артистов, не оставила равнодушной никого. В глазах у многих стояли слезы.

Несмотря на то, что во время игры актеров не принято хлопать, зал театра, едва вместивший всех желающих, не мог удержаться, и то и дело, взрывался аплодисментами.

Выступая после премьеры перед публикой, Леонид Тибилов признался, что впечатлен увиденным: «Сегодня мы увидели прекрасный спектакль, который благодаря высокому мастерству режиссера и труппы заставил всех нас испытать столько ярких и глубоких впечатлений…».

Отметив самоотверженный труд всего коллектива театра, глава государства поблагодарил главную героиню Людмилу Галаванову за ее смелость, яркий талант, глубину и искренность чувств, и адресовал ей самые теплые пожелания долгих лет творческой жизни, теперь уже на сцене нового Государственного драматического театра.

О том, как задумывалась премьера, как шла работа над ней, удалось ли реализовать творческий замысел, рассказывает главный режиссер спектакля Тамерлан Дзудцов.

— Прежде всего, позвольте поздравить вас с несомненной творческой удачей!..

— Спасибо.

— …И скажите, какие у вас были ощущения перед премьерой, ожидали, что будет такой успех?

— Честно признаюсь — был страх, что, впрочем, естественно для режиссера перед новой постановкой. Я никогда не смотрю свои премьеры. Предпочитаю находиться за кулисами и воспринимать то, что происходит на сцене, не глазами, а сердцем. Очень скоро я понял, что наступил тот самый момент, который называется «магия театра», — исчезает разделенное пространство и возникает единое магнетическое поле, в котором проживают одну жизнь и актеры, и зрители. Тогда я признался себе — у нас получилось сделать то, что мы задумали.

— Как возникла идея поставить именно этот спектакль? Вы внесли в нее какие-то свои режиссерские решения?

— Когда директор нашего театра предложил поставить к 70-летию Великой Победы новый спектакль, сразу подумал о пьесе Владимира Гаглоева. Я внес в нее некоторые изменения, — переставил сцены, но основная канва осталась. В главной роли сразу увидел Людмилу Галаванову. Если бы она не согласилась, не было бы и премьеры. К счастью, она пошла мне навстречу. Кстати, роль матери в этой пьесе Людмила Графовна играет уже в третий раз.

— Как вы убедили ее? Ведь последнее время всенародная любимица уже не появлялась на сцене…

— Помните фразу великого Щепкина: «Сцена — это храм: священнодействуй или убирайся вон!»? Так вот, Людмила Графовна из той плеяды актеров, которые умеют священнодействовать и продолжают служить театру, пока есть хоть капля силы. Она в очередной раз продемонстрировала свой блестящий драматический талант и профессионализм… Для молодой части нашей труппы было честью выступить рядом с таким мастером сцены. Они получили прекрасный мастер-класс во время репетиций.

— Как шла работа над премьерой? Мое личное впечатление — актеры играли на одном дыхании, в унисон…

— Как это ни удивительно, в спокойной, доброжелательной атмосфере. Спектакль объединил труппу, не было споров, обид, как это часто бывает в артистической среде. Возможно, сыграл свою роль трагический характер пьесы. А может, артисты просто соскучились по серьезной работе.

— Нельзя не отметить замечательную стилистику сцены, костюмов, прекрасную хореографию и вокальные партии спектакля. Кто работал над ними?

— Над музыкальным сопровождением спектакля работали Тимур Харебов, Залина Сапиева, вокал ставил Инал Алборов, ну, а оформлением сцены занимался художник-декоратор Мадина Санакоева. Все они большие мастера, за что им отдельное спасибо.

— Как вы считаете, насколько актуально прозвучал спектакль для юных зрителей?

— Не могу сказать, что эта пьеса для совсем маленьких… Но наше подрастающее поколение должно знать историю своей страны, понимать цену того великого подвига, который совершили народы СССР, в том числе и небольшой осетинский, во имя мирной жизни на земле. Главные посылы пьесы — благородство, мужество, доброта, преданность, Ирон Агъдау, это то, что сегодня в дефиците, то, что нужно снова культивировать в обществе.

Наверх