Несомненный интерес представляет и вопрос о названиях населенных пунктов. Природа их происхождения различна. Большая часть названий отражает географические особенности местности: Фæзы-хъæу (расположенное на поляне), Дыууæдонастæу (между двумя реками), Тæгæрджын, Хæрисджын, Æхсæрджын, Нæзыджын (местности богатые кленом, ивой, орешником, елью), Хидыхъус (у моста), Кæсагджын (богатая рыбой) и т.д.
На втором месте стоят названия селений, которые носят имя своего основателя: Тмены-хъæу, Деметы-хъæу, Хъесаты-хъæу, Хæбæлаты-хъæу и т.д.
Происхождение части названий селений в горной полосе Северной и Южной Осетии до сих пор спорно и неизвестно (Слас, Регах, Лисри, Тамиск, Гуфта, Челиат, Чеселып, Ерман и др.)
Есть селения, названия которых повторяются в Северной и Южной Осетии (Тли, Балта), в пределах Северной Осетии (Нар, Саниба), что объясняется миграционными процессами. Недалеко от Цхинвала расположено сел. Цунар (Хетагурово). Основали его Хетагуровы, Мамисвы, Бигулаевы — переселенцы из Нарского прихода; отсюда и название Цунар, т.е. Цус Нар — Малый Нар. В укрупненном селении Арешперан (Кахетия) есть кварталы Мсхлеб, Елтура, Сихиат, Хвце, Гъаристау, что указывает на то, что их основателями были выходцы из одноименных сел Южной Осетии.
Объяснение названий селений находим и в народных преданиях, легендах. Название родового поселения Гаглоевых в Кусджытæ происходит от слова «куск». Основатель села Урузмаг обнаружил на месте будущего села святилище, в нише стены (куск) которого имелась чаша, постоянно наполнявшаяся пивом.
Части поселений названия дали протекающие по местности реки (Ардон, Гизель, Рук, Дзомаг).
В процессе разрастания селения в пределах определенной местности (большей частью вдоль бассейна реки) новообразования сохраняли прежние названия селения с приставками «Нижний» и «Верхний» (если создавалось два селения), «Нижний», «Средний», «Верхний» (когда их становилось три). Таковы: Нижний и Верхний Зарамаг, Нижняя и Верхняя Саниба, Нижний, Средний и Верхний Рук, Нижний, Средний и Верхний Тмены-хъæу и т.д.
В настоящее время в горах сохранились родовые, патрономические поселения. Однако родовой характер их был утрачен в середине XIX в. и они уже не представляли собой подобия тех поселений, которые когда-то составляли родовые общины.
По количеству дворов родовые поселения подразделялись на малодворные и многодворные. Объездивший горную Осетию в нач. XIX в. немецкий ученый Ю. Клапрот писал, что осетины живут либо в селениях, либо в отдельных домах, разбросанных в горах. Он же называет селения, населенные одной фамилией: «На Гнал-доне в Тагаурии есть деревня Гнал (Гæнал — Л. Ч.), жителями которой являются свободные осетинские христиане из фамилии Цомартата(11) «.
Мелкие отселки не составляли самостоятельных общин; они жили одной жизнью с селениями, от которых отпочковались.
Родовые и многофамильные селения
Селения, образовавшиеся в горах, подразделялись на родовые (моногенные) и многофамильные (полигенные). В историческом плане первые предшествовали вторым. Древние поселения были чисто родственными по своему составу и вполне соответствовали патриархально-родовому укладу жизни, уровню его производительных сил. При этом размеры поселения и численность проживавших в них вполне соответствовали существующим условиям хозяйствования(12).
Формирование многофамильных поселений происходило по-разному. В одних случаях первоначально выбранное место занимали представители одной фамилии, патрономии, затем в возможной близости поселялись представители другой фамилии, образуя квартал — сых. Сел. Верхний Зар (Цхинвальский район) состоит из следующих кварталов: Къæбысты сых, Гæззаты сых, Бикойты сых, Тыджыты сых, Уанеты сых, Цыбырты сых, Коцты сых, Хъуылымбегты сых, Макситы сых. В большинстве случаев кварталы носили фамильное название.
Распад родовых связей сопровождался возникновением сельской общины и развитием соседских отношений, для которых характерна многофамильность (полигенность) и подворно-усадебный характер поселений. В сельской общине кровнородственные отношения заменялись соседскими, территориальными.
Если родовые поселения были характерны для высокогорной полосы, то соседские, территориальные возникали преимущественно в предгорной и плоскостной полосах. Соседские общины были более многочисленны и заселены компактнее, чему способствовал и более мягкий ландшафт территории, на которой они формировались. Кроме того, их многодворности способствовало и то, что на этих относительно пологих и доступных местах люди были менее защищены от враждебных нападений и потому образовали более крупные населенные пункты.
Характер поселений. Характерная особенность поселений в горах — их скученность, нагромождение друг на друга. Очень хорошо об этом сказал К. Хетагуров: «В аулах вы не найдете ни улиц, ни дворов, не определите, какому хозяину принадлежит та или другая крыша или стена…
Ярусы так перепутаны между владельцами, что вы» желая, положим, попасть к своему знакомому во второй этаж, можете предварительно очутиться на крыше третьего этажа, служащего двором для дяди вашего знакомого»(13).
Характер поселений в горах, их внешний облик во многом зависели и от социального положения его обитателей. Если поселение неприступно, окружено крепостной стеной и оборонительными башнями, выложенными из тесаного камня на извести, это значит, что селение это принадлежит знатному и богатому роду. Если же наоборот, селения не имели боевого расположения, жители его принадлежали к средним и низшим слоям.
Говоря о характере поселений, следует упомянуть встречающиеся местами в высокогорных районах зимние и летние местожительства. По сведениям Е. Г. Пчелиной, в Гнухском ущелье в «селении Шелаури женщины, дети и старики зимой живут с малым количеством скота, необходимого для получения молока. Мужчины же со всем остальным скотом уходят на зимовку, расположенную в верстах 3-5 от селения Шелаури, где имеются дома, оставляемые в конце зимы»(14). Сезонные поселения встречались и в других регионах высокогорной Осетии, у соседних кавказских народов (грузин, армян, народов Дагестана, адыгов).
Формирование полигенных поселений происходило по-разному. Вокруг квартала, образованного фамилией первопереселенца, свои кварталы создавали представители других фамилии. Позже поквартальный принцип поселений стал нарушаться. Для полигенных поселений на плоскости характерен подворно-усадебный тип застройки.
Источники:
11. Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг.//Известия Северо-Осетинского института гуманитарных исследований (далее — СОИГИ). Вып. XIII, 1948, с.239.
12. Косвен М. О. Из истории родового строя в Юго-Осетии..,с.6-8.
13. Коста Хетагуров. Собр. соч. в 5-ти томах, т.4, с.322-323.
14. Пчелиа Е. Г. Дом и усадьба нагорной полосы Южной Осетии//Ученые записки Института этнических и национальных культур народов Востока, т.II. М.1930, с.8.
Л. А. Чибиров, «Осетинский аул и его традиции»
↑ Наверх