В истории поэтапного развития любого народа немалую роль играют условия проживания, территориальные особенности, народы, населяющие соседние территории и другие факторы.
Как правило, национальности, проживающие рядом, имеют в своих традициях и обычаях какие-то общие элементы. К примеру, практически все кавказцы отличаются горячим, пылким нравом, гордостью и другими общими чертами, присущими им. Для стороннего наблюдателя, не разбирающегося в национальных отличиях народов Кавказа, их мелодии, а также некоторые обычаи могут также показаться одинаковыми. Однако, у каждого из них есть свои особенности и характерные свойства.
У осетин, как и у других национальностей, есть ряд определенных особенностей, в числе которых – единение, сплоченность, коллективизм. И выражается монолитность осетинского народа в совершенно разных ее проявлениях.
В Осетии, в особенности в южной ее части и в политических кругах, слово «единство» встречается повсеместно, как и однокоренные его слова. В своих речах руководители Южной Осетии всегда призывают народ к единению, к сплоченности. Синонимы этого слова содержат названия практически всех политических партий.
Со стороны, возможно, такая концентрированность на тематике сплоченности не совсем и понятна, но сам югоосетинский народ не только понимает, но и прекрасно осознает значение единства, и знает, насколько народ может стать не просто монолитным, но и практически единым организмом, функционирующим как одно целое.
Война и международные конфликты объединяют осетинский народ
Если внимательно прислушаться к воспоминаниям жителей Южной Осетии о вооруженной агрессии, осуществлявшейся фашиствующими национал-экстремистами Грузии против нашей республики в 1989-1992, в 2004 в 2008 годах, чувствуется иногда какое-то сожаление, конечно же, не совсем понятное на первый взгляд, ведь здравомыслящий человек априори не может скучать по войнам. Но оно связано не с боевыми действиями, а как раз-таки с тем незабываемым чувством народного единения, которое мы не можем забыть и частенько скучаем по нему.
Оно и понятно… Во время войны люди в приоритет ставили истинные ценности жизни, забывали все обиды, и было неважно, кем была та или иная личность. Дорога была жизнь каждого человека, и за каждого из нас защитники Отечества шли на верную смерть.
Во время перманентной грузино-осетинской войны я сама была в подростковом возрасте и прекрасно помню, что именно в периоды более активных атак и нападений со стороны Грузии жители нашего многоэтажного дома в пригородном селе Ног-кау словно становились одной большой семьей. Помню, как под непрекращающимися обстрелами, соседи собирались около дома, мы ставили длинный стол на всех, каждая семья выносила яства и напитки и получалась совместная трапеза. Как ни странно, но во время мирной жизни такой сплоченности не наблюдается, каждый углубляется в свои бытовые и личные проблемы.
Я уверена, что практически у каждого жителя нашей республики в памяти есть подобные воспоминания. Воспоминания необычной силы единения, которое дает неимоверную силу, надежду и уверенность в настоящем и в будущем.
Зиу – коллективный труд
Свою сплоченность осетинский народ за всю историю своего существования выражал также и в бытовых традициях. И особым ярким примером среди всех других является – зиу (коллективный труд).
Зиу – один из лучших традиционных обычаев наших предков, где каждый осетин откликался на нужду другого, не принимая во внимание ни принадлежность к родству, ни свои личные интересы. И помогая друг другу коллективным трудом и в строительстве дома, и при проведении сельскохозяйственных работ.
Неким образцом и показателем значения этого обычая можно привести отрывок из небольшой истории, которую мне рассказал известный в Осетии хормейстер-дирижер и композитор Анисим Джатиев. Это ответ старейшин с. Сба царице Тамаре, которая хотела раздать золото самым бедным в селе. Они отблагодарили ее за такой дар и ответили: «Мы в селе живем как одна семья, у нас нет бедных. Если даже в какой-либо семье потеряли кормильца, то все жители села, в первую очередь, помогают сиротам, косят для их скота траву, обеспечивают дровами на зиму, и только после того, как эти семьи не будут нуждаться в помощи, жители начнут готовиться к зиме и сами. Поэтому, с Вашего позволения, мы хотели бы на это золото построить храм в селе и назовем его Золотым или «Сыгъзæрин дзуар».
Традиции в современном осетинском обществе, к сожалению, в большинстве своем сохранились в основном только в сельских местностях.
«Фæдис» – тревога
В случае же стихийных природных бедствий или несчастных случаев осетинский народ действует как единый механизм: каждый бросается на помощь, помогая как может. Раньше стоило только человеку крикнуть «фæдис» и все жители села устремлялись на зов пострадавшего, иногда даже не зная в чем дело, так как это и не имело значения, главное – человек нуждался в помощи. К счастью, эта отзывчивость до сих пор живет в наших сердцах, и на современную осетинскую молодежь также с уверенностью можно положиться.
Искусство
Самым же прекрасным примером единения нашего общества является народный танец «Симд».
«Симд» – символ нашего народа, нашей культуры и истории, уходящий корнями в глубокую древность. Существуют разнообразные хореографические постановки танца, но в каждой из них основу составляют два элемента: прямая линия и круг, символизирующие солнце и бесконечность. Раньше в коллективном танце «Ирон хъазты» принимали участие от 200 и более человек (лишь бы позволяла территория местности). Традиции эти возрождаются, правда пока лишь на официальном уровне, но, как говорится, фундамент уже заложен. В последние 2-3 года во время празднования дня Святого Хетага в Северной Осетии в традицию вошла организация 2-3 километрового массового танца «Симд», где помимо хореографических коллективов принимают участие тысячи молодых людей. А в Государстве Алания в центре столицы летом в сквере у памятника Коста Хетагурову устраивается «Ирон хъазт».
Этот танец изумительно точно выражает сплоченность осетинского народа, которая была присуща ей издревле. И мы обязаны сохранять это ценное качество не только в трудные для нашего народа времена, но и в моменты созидания, развития и «строительства» светлого будущего нашего государства.
Мадина Бязрова
↑ Наверх