15 октября 2019 года исполняется 160 лет со дня рождения великого осетинского поэта, драматурга, прозаика, публициста, художника и общественного деятеля, революционера-демократа, основоположника современной осетинской художественной литературы и литературного языка Коста Левановича Хетагурова. Коста развивал в родном народе чувство национальной гордости, революционную мысль, тягу к знаниям. Он хорошо знал и высоко ценил русскую культуру и искусство, в совершенстве владел богатством русского языка, широко использовал богатейший опыт более развитой демократической русской литературы. При этом значение Коста для общества отмечали далеко за пределами Осетии. К примеру, ученый В.Ф.Миллер в 1906 году писал: «Даже при моем несовершенном знании языка, я вполне оценил в «Ирон фæндыр» теплоту чувства, художественность выражений и красоту стиха безвременно сошедшего в могилу поэта. Многие из стихотворений Коста должны стать общенародным достоянием, если ещё не стали таковыми. Будем надеяться, что даровитый народ, столь энергично стремящийся к просвещению, к завоеванию приобретений общечеловеческой культуры, даст из своей среды других Хетагуровых, которые, подобно Коста, будут вести народ к свету и истине». В то же время близкий друг Коста Хетагурова Гиго Дзассохов (1909 год) писал: «Нет в Осетии уголка, где бы не читались и не пелись под аккомпонемент национальной Лиры задушевные стихотворения Коста. Общий тон их минорный, вполне соответствующий тону безыскусственной поэзии осетин… Коста является родоначальником не только изящной родной литературы, но и зарождающейся осетинской интеллигенции. В этом последнем, мы полагаем, главное значение личности Коста, который, благодаря своему достоинству, делается лицом историческим» – Гиго Дзассохов.

Дореволюционная Осетия не смогла оценить творения Коста Хетагурова. Времена были такие. Но, надо отметить, что еще до выхода сборника осетинских стихов «Ирон фæндыр» в 1899 году жители разных уголков Осетии, действительно, уже знали стихотворения Коста.

«Осетинское литературное наследие Коста состоит всего из шести десятков стихотворений и песен, собранных в «Ирон фæндыр». Но эти шесть десятков стихотворений и песен пробудили от дремоты национальное чувство, национальное самосознание, стали народными в подлинном и лучшем смысле этого слова и сделали имя своего творца самым популярным и, может быть, самым любимым человеком в Осетии» – писал известный осетинский писатель Ц.Гадиев.

Коста Хетагуров скончался в 1906 году. Осетинская интеллигенция доставила тело своего любимого поэта во Владикавказ. На могиле Коста произносились речи на осетинском, русском, армянском, грузинском и других языках. «Коста отдал людям свое сердце, и люди вот уже столько лет отдают ему свои сердца. Именно в этом слиянии поэта с людьми и есть та сила, которая преодолевает года. Поэтому Коста и является нашим современником. Поэтому он будет современником многих грядущих поколений», – писала в 1979 году поэтесса Р. Ахматова. В данном материале мы попытались собрать небольшую часть изречений из общего серьезного массива, которые в разные годы были сказаны о значении и величии Коста Хетагурова.

В свое время А.М. Горький писал: «Я знаком, главным образом, с поэтическим творчеством Коста Хетагурова. Это – замечательный поэт, творчество которого трогает человека социальной правдивостью и душевными, четко оформленными стихами».

В 1939 году, в честь празднования 80-летия Коста Хетагурова в своем выступлении А. Фадеев говорил: «…Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем… Имя Коста войдет в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице многоцветной культуры социализма будут играть краски и цвета, названные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров».

П.Павленко писал: «Вечно живой своими стихами, он неизменно вдохновляет осетинский народ. Значение Коста Хетагурова для осетинского искусства шире, чем значение поэта, хотя бы и основоположника. В его личной судьбе, в жизни им прожитой, в круг тех интересов и идей, которыми он жил и за которые боролся, заложен образ самого народа, самой Осетии…».

Оценивая заслуги Коста, М.Шагинян говорила: «У человечества есть очень много поэтов, которые становятся как бы нравственной совестью народа, в чьих именах сливается и надежда на будущее, и память о прошлом, и постоянное нравственное мерило настоящего. Коста Хетагуров принадлежит к этой немногочисленной семье. Его нельзя не любить, и, полюбив его, нельзя не стремиться быть лучше, нельзя не воспитывать в себе то высокое единство поэта и борца, художника и гражданина, совершенным образом которого он является».

Мировая общественность в 1959 году отмечала 100-летний юбилей Коста Хетагурова. Тогда Н.Тихонов в своем выступлении сказал: «Коста Хетагуров действительно шире, чем просто осетинский писатель, он – представитель общечеловеческой поэзии – стал принадлежать общечеловеческой мысли, передовому искусству, передовому человечеству».

С.Михалков, оценивая заслуги Коста, сказал: «Имя Коста Хетагурова по праву приобрело всенародное признание. Сегодня невозможно представить Осетию без прекрасных стихов, поэм, без замечательной прозы и драматургии Коста Хетагурова, впитавших в себя все сокровенное из народного творчества».

В 1979 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов торжественно отметили 120-летие со дня рождения Коста. Здесь собрались руководители и члены Московской писательской организации, представители общественности, многочисленные гости. Вечер открыл секретарь правления Союза писателей СССР Н. Грибачев, отметив: «Чтобы одновременно быть поэтом, драматургом, публицистом и художником, каким был Коста Хетагуров, нужен талант – выдающийся, ум – острый, душа – богатая и отзывчивая». На вечере секретарь правления Союза писателей РСФСР Д. Кугультинов отметил: «Поэзия Коста Хетагурова – поэзия закаленной стали, закаленной верой своего народа, закаленной правдой своего народа». А. Алексин свое выступление на данном вечере закончил словами: «Да, он был и вечно будет любезен народу, потому что заслужил эту благородную память величием своего таланта и своего благороднейшего сердца. Спасибо осетинскому народу за то, что он подарил намэтот негасимый светоч великого Коста».

В том же году юбилей Коста отмечали и в зале Северо-Осетинского драматического театра. А.Кешоков в своем содержательном выступлении отметил: «Осетинская земля вскормила, взрастила Коста Хетагурова, ставшего выразителем сокровенных дум кавказских народов, а Коста сам оказался самым достойным сеятелем вечного, доброго и хранителем достоинств осетинского народа». Н.Доризо на вечере в своем выступлении сказал: «Хетагуров не только выдающийся поэт, прозаик, драматург, страстный публицист – Хетагуров – то гениальное, национальное явление, без которого невозможно представить сегодня Осетию, её духовную жизнь». Народная поэтесса Калмыкии Б.Сангаджиева заявила: «Коста Хетагуров – сын Осетии, но он стал поэтом всех народов нашей Родины. Воспевая свободу своего народа, он воспевал свободу всех народов, в том числе и Калмыкии». Председатель правления Союза писателей Кабардино-Балкарии А.Шогенцуков в своем выступлении подчеркнул: «Мы гордимся человеком, память о котором собрала нас на гостеприимную землю Осетии. Коста Хетагуров пел пламенные песни о дружбе, братстве и свободе, он мечтал об единстве людей, хотел видеть их свободными». Адыгейский народный поэт К.Жанэ говорил: «Коста – это целый мир, это – человек энциклопедического склада ума, с сердцем Шевченко и Некрасова, с чертами гениального Пушкина и Шекспира. Своими произведениями, ставшими классическими, Коста Хетагуров обогатил как отечественную, так и мировую литературу».

Интересны и мнения представителей интеллигенции Осетии. Всемирно известный ученый В.Абаев: «Коста – это гармоничное единство творческого труда и человеческого образа. И как поэт, и как человек он навсегда останется светочем нашего народа. Народы с гордостью произносят имена людей, в которых с наибольшей полнотой и блеском раскрылся их национальный гений. Англичанин говорит – Шекспир, шотландец говорит – Бернс, немец говорит – Гёте, итальянец говорит – Данте, русский говорит – Пушкин. Мы, осетины, говорим – Коста, и душа наша наполняется гордостью и трепетной любовью».

Профессор М. Тотоев писал: «Мечтой Коста, как и великих революционных демократов, являлась свободная демократическая республика, где люди были бы избавлены от всякого угнетения и национальное равноправие, жили бы в полном согласии, дружбе и братстве».

Основоположник осетинской новеллы А.Коцоев писал: «Писать я начал под влиянием стихотворений Коста. Так начинали и все осетинские писатели».

«Как поэт, я многим обязан великому Коста», – говорил Т.Епхиев. «Я по праву могу назвать Коста своим учителем», – говорил автор первого осетинского романа Б.Боциев. «Коста… определил дальнейшее развитие осетинской литературы. Он научил народ, и в особенности писателей младшего поколения, борьбе за великие идеалы свободы», – писал основоположник осетинской советской прозы Д.Мамсуров.

«Коста Хетагуров совершил великий творческий подвиг. Он один, своим безмерным трудом сумел создать прочный фундамент осетинской национальной литературе, мастерски обработать общенародный язык и установить непререкаемые нормы литературного языка, оставить последующим поколениям осетинских писателей высокие демократические идейно-художественные традиции. Именно с него начинается непрерывная история развития осетинской художественной литературы» – так характеризует Коста академик Н.Джусойты.

«…Коста не просто поэт. В представлении осетинского народа он нечто сильное, мощное, былинный герой», – такова оценка поэта и литературного критика И. Джанаева (Нигер).

«В Коста необычайно и ярко воплотились и отразились лучшие черты осетинского народа. Для нас естественно видеть в Коста Осетию и в Осетии Коста» – мнение Х-М. Дзуццати.

«По своей технике и манере письма Коста Хетагуров ближе всего подходит к первым реалистам русской живописи, а по выбору сюжетов может быть причислен к школе первых передвижников: Перова, Крамского, Чистякова и других Он был борцом против насилия и гнета. Он вел борьбу и в литературе, и в публицистике, и в изобразительном искусстве», – мнение о Коста-художнике мастера кисти, гениального М. Туганова, который считал Коста своим учителем.

«Творчество Коста для каждого композитора – неиссякаемый источник вдохновения. Обращение к нему налагает безусловную обязанность создавать музыку, достойную литературной основы», – писал заслуженный деятель искусств Х. Плиев.

«В реализме творчества Коста окончательно убеждаешься, знакомясь с его жанровыми картинами, портретами, пейзажами, рисунками. В этих работах художник смог в полной мере выразить свою горячую любовь к родному народу и природе, в них нашла яркое выражение демократическая направленность егоискусства», – искусствовед А.Дзантиев.

Основоположник осетинской советской драматургии Д.Туаев писал про Коста: «Я давно хотел написать о Коста, однако, сказать правду, не решался. Он был большим и мужественным человеком, великим своим творчеством, своей невиданной борьбой с царскими правителями в защиту своего народа. Для того, чтобы написать пьесу, достойную его, необходимо большое мастерство. Нужен умелый драматург, который достоверно поведает о его жизни, о его борьбе». Туаев написал пьесу «Коста» в 1959 г.

…Предложенные высказывания лишь небольшая толика того, что в разные годы было сказано о великом сыне Осетии Коста Хетагурове. Но и этих фрагментов хватает, чтобы понять общее отношение к личности Коста. Нашу же скромную по объему подборку хочется завершить двумя цитатами. А.Свирский: «…Этот честнейший сын Осетии страдал и оплакивал в своих песнях горе и муки своего народа. Он взвалил на свои плечи все мученья и отдал жизнь свою народу. Такую любовь заслужил осетинскийнарод – талантливый и сильный духом». Р.Фатуев: «…Коста, как ни один из горских народов, близок всем народам Северного Кавказа, его поэзия проникла в самые отдаленные селения к чеченцам, ингушам, аварцам в те годы, когда большинство этих народов ещё не имело своей письменности. Сейчас же «Осетинская лира» звучит особенно громко».

Плиты Гацыр, кандидат филологических наук, профессор (печатается в сокращении) На фото: репродукция картины А. Плиева «Коста в родовом ауле»

Наверх