Селение у осетин, как правило, формировалось вокруг родника — суадон. В разбросанных селах каждый квартал имел свой водный источник. Благоустройство родника считалось благородным занятием и в нем участвовали все взрослые члены общины, семьи.

Родники считались излюбленным местом отдыха и бесед для женщин, особенно девушек. Они играли исключительно важную роль в религиозно-обрядовой жизни осетин. Ритуальными церемониями был обставлен первый визит молодой невестки к роднику в сопровождении молодежи. После свадьбы «в продолжение двух месяцев она не показывается нигде в ауле. Первый выход ее носит праздничный характер. К ней собираются девушки и молодые женщины, с которыми она отправляется по воду с небольшим деревянным ведерочком или кувшином. На берегу шумящего горного потока они устраивают пляски, в которых молодая не принимает участие(15)”.

Родникам отводилась большая роль в праздничной обрядности осетин. Накануне Ногбон и Доныскъæфæн их освящали священнослужители или дзуары лæгтæ. Утром Нового года устраивались своеобразные соревнования: кто из молодежи села раньше всех доставит домой воду, тому, по убеждению осетин, достанется больше благ и счастья в наступающем году. Считалось, что доставленная в новогоднее утро вода обладала целительной силой: ею брызгали по углам сакли, ею мылись члены семьи, ею молился старший в семье. Часть этой воды хранилась в течение года — ее разбавляли обычной водой и таким образом использовали для осуществления различных обрядовых процедур.

Водный источник

Новое освящение источника питьевой воды происходило накануне наступления праздника Доныскъæфæн, что соответствовало христианскому крещению. Участниками процессии к водному источнику являлись как правило, молодые люди. Представители всех семейств брали с собой головки фигурных хлебов (баранов, быков, коз), изготовленных в Ногбон и бросали их в родниковую воду. С магической целью в воду бросали и кусочки сала (жира), чтобы как по маслу шла жизнь семьи в новом году.

Сохранился обычай осетин посвящать покойникам родники. Вот почему по всей Осетии на шоссейных трассах или же внутри самих селений мы часто видим памятники с беседками или со столами и скамейками в честь умерших или погибших при дорожных происшествиях.

Источники:

15 Коста Хетагуров. Собр. соч. в 5-ти томах, т.4, с.353.

Л. А. Чибиров, «Осетинский аул и его традиции»

Наверх