Танец является одним из древнейших проявлений народного творчества, быта и культуры осетинской нации. Во все периоды существования и развития национальная хореография занимает одно из главных мест в социальной жизни осетин.
Большое значение народным танцам придают и на сегодняшний день в Южной Осетии, создавая танцевальные коллективы и кружки. Хореографию преподают и в школах, что само по себе является весьма важным элементом в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Танец возникает и рождается в результате жизнедеятельности человека в обществе, он связан с положительными или отрицательными эмоциями быта, с трудовыми процессами, кроме того у осетин встречаются в танцах и фрагменты военных действий.
С развитием нашей нации развивалась и видоизменялась и осетинская хореография.
О значении и некоторых символических элементах в танце МИА «Южная Осетия» рассказал профессор и заведующий кафедрой Истории осетинской литературы Плиты Гацыр:
«Одним из самых деликатных и благородных среди осетинских танцев является «Хонга кафт».
С момента выхода на сцену парень и девушка должны демонстрировать не только свое мастерство и умение, а каждый жест и каждое движение должны выражать внутреннюю чистоту натуры, сдержанность, скромность и застенчивость. В то же время лицо танцующего (даже с опущенными глазами) должно излучать жизнерадостное настроение».
Танцы юношей на носках встречаются не только у осетин, этот элемент хореографии характерен многим национальностям Кавказа. Как правило, именно те парни, которые выполняли фрагменты танцев на носках, выделялись «Хъазты», их отличали особая выносливость, смелость и мастерство исполнителя.
Во время танца « Хонга» можно отметить элемент, когда парень делает движение, как бы обхватывая девушку за талию.
По словам Плиты Гацыра, происхождение этого движения тоже не случайное и носило особый смысл.
Когда парень начинал танцевать с девушкой, которая ему нравилась, во время танца он снимал шапку, придерживая ее одной рукой, затем делал это самое движение и за спиной девушки: перекладывал шапку в другую руку. Тем самым девушка оказывалась в довольно маленьком пространстве и начинала кружиться. В это время родственники девушки вставали и, обнажали часть своих кинжалов. Если во время своего вращения девушка задевала руку или шапку парня, если они касались друг друга, то дело могло дойти до кровопролития.
Казалось бы, странное поведение. Но смысл этого действа в том, что парень давал девушке понять, что он готов рискнуть за нее даже жизнью.
↑ Наверх