Русский балет – тема особая. Русский балет за границей – тема особенная вдвойне. Еще одна нота в этой мелодии «особенностей» добавляется, если говорить о россиянах, которые живут заграницей и каждый раз с нетерпением ждут случая прикоснуться к культуре своей Родины. А теперь представьте такую «матрешку»: какие чувства должны испытывать осетины, живущие заграницей и ожидающие встреч не просто с культурой своей большой Родины, а с высоким искусством, которое расцветает под чутким руководством … осетина?
В этом запутанном предисловии на самом деле все просто. Вот они три точки опоры, на которых будет строиться весь материал: «Мариинка», Валерий Гергиев и живущая в Германии наша коллега Диана Ревазова, которая поделилась с «СО» своими впечатлениями от гастролей Мариинского театра в Баден-Бадене и от личной встречи с Маэстро. Итак…
Гастроли Мариинского балета ежегодно в рождественско-новогоднюю пору становятся одним из главных (если не самым главным!) культурных событий не только для Баден-Бадена, но и, пожалуй, для всей Германии. Сама же «Мариинка» в здешних краях пребывает не на правах именитого гостя, ведь местный концертный зал Festspielhaus Baden-Baden уже давно для петербургского театра — второй дом. Дело в том, что в 2008 году, на заре пока еще недолгой истории баденского Дома фестивалей именно художественный руководитель Мариинского государственного академического театра оперы и балеты, наш земляк Валерий Гергиев приложил немало усилий для того, чтобы этому концертному залу была дана путевка в жизнь. Потому всякий раз появление здесь Маэстро сопровождается большим интересом и даже неким ажиотажем в среде ценителей классического музыкального искусства, а каждая встреча с труппой Мариинского театра становится настоящим праздником культуры.
Рождественскую программу баденских гастролей «Мариинки» открыл детский балетный спектакль «Конек-Горбунок». Волшебную во всех смыслах «лошадку» Валерий Гергиев лично «привел под уздцы» на местную сцену. В таком особом представлении эта балетная постановка в данном случае нуждалась, ведь немецкому зрителю она малоизвестна, к тому же «Конек-Горбунок» заметно выбивается из формата в целом академичного репертуара рождественской серии концертов. В этом спектакле нестандартно все — от хореографии одного из лучших классических балетмейстеров мира Алексея Ратманского до костюмов и графичных декораций в стиле Малевича и Кандинского, созданных по эскизам русского авангардного художника-оформителя Максима Исаева. Для европейцев настоящая экзотика и сюжетная линия балетного спектакля, положенная на фольклорный мотив русской сказки Петра Ершова и получившая свое яркое, энергичное, эмоциональное воплощение в музыке, написанной Родионом Щедриным.
Пока из оркестровой ямы зала Дома фестивалей доносилась предконцертная какофония, в самом заполненном до отказа зале наблюдалось некое броуновское движение. Как только смолкло хаотичное нагромождение звуков настраивающегося оркестра, зрители в предвкшении замерли… Медленно гаснет свет, и через несколько секунд над ограждением оркестровой ямы приветственно взмывает рука дирижера Валерия Гергиева. Дружеский, теплый жест Маэстро вызвал бурный восторг в зале и сорвал восторженные аплодисменты публики, таким образом приветствовавшей его в ответ. Звонкие, где-то задорные, где-то загадочные и даже грозные переливы увертюры набросками вырисовывали тонкий первоначальный «макет» спектакля. И от сцены к сцене этот «макет» заполнялся запоминающимися, мастерски исполненными эпизодами, которые не раз заставляли зрителей и смеяться в голос, и вздыхать вместе с героями, а главное — сопровождать восторженными аплодисментами особенно впечатляющие танцевальные па. Аллегория, гипербола, юмор, порой граничащий с острой сатирой, выразительно обыграны в этой балетной постановке.
В первый и во второй день показа «Конька-Горбунка» в главных ролях в спектакле были задействованы разные артисты: в роли Принцессы выступили как мировая знаменитость Ульяна Лопаткина, так и пока менее известная, но великолепная Алина Сомова; образ Иванушки воплотили Алексей Тимофеев и Максим Зюзин, Конька-Горбунка – Ярослав Байбородин и Василий Ткаченко, Кобылицы и Морской принцессы – Злата Ялинич и Анастасия Петушкова, а Старика сыграл, между прочим, наш земляк Сослан Кулаев… Он, кстати, выступил и в балете «Лебединое озеро» в роли Наставника принца. По информации сайта Мариинского театра, уроженец Владикавказа Сослан Кулаев в 1996 году окончил Пермское хореографическое училище, после чего в течение двух лет стажировался в Академии русского балета им.
А. Я. Вагановой. А в труппе Мариинского театра Сослан с 1997 года.
Впечатленные зрители после окончания спектаклей долго не отпускали артистов со сцены, бурными аплодисментами выражая восторг их талантом и мастерством. А когда на сцену поднялся Валерий Гергиев, зрительный зал захлестнула волна оглушительных оваций. Маэстро вместе с исполнителями главных ролей в «Коньке-Горбунке» приходилось несколько раз выходить из-за занавеса к публике, и, казалось, возгласы «Браво!» и аплодисменты в этот вечер не смолкнут.
Впрочем, и остальные балетные вечера под знаком классических «Лебединого озера» и «Корсаров», а также гала-концерта звезд Мариинского театра не оставили равнодушным никого из присутствовавших на них. А среди них были, конечно, не только жители Баден-Бадена, но и туристы, и меломаны из разных городов Германии. И надо полагать, в летних планах большинства из тех, кто побывал на выступлениях Мариинского театра, уже значится очередной визит в Дом фестивалей, ведь 7 июля очередной Летний фестиваль откроется оперой Рихарда Вагнера «Валькирия» под музыкальным руководством художественного руководителя «Мариинки» Валерия Гергиева.
После премьерного показа «Конька-Горбунка» к гримерке Валерия Гергиева ринулись поклонники, стремившиеся лично выразить Маэстро свое почтение. Друзья и знакомые дирижера (а среди них был, в частности, замечен и председатель правления Сбербанка России Герман Греф) имели возможность пообщаться с ним в небольшой уютной гримерной, которая является почти личным кабинетом Валерия Абисаловича: во время гастролей в Баден-Бадене для него обязательно отводится именно это помещение. А самые смелые почитатели таланта знаменитого дирижера собрались на входе в эту комнатку. Но Гергиев, человек, знающий цену каждой минуте своего четко распланированного времени, вежливо, но жестко давал понять, какие у него приоритеты в распределении своего внимания… И, кстати, в этом плотном графике нашлось несколько минут, чтобы расспросить о впечатлениях от балета восьмилетнего мальчика. Общий язык с ребенком дирижер нашел в два счета – сам отец троих детей, он прекрасно знает, как общаться с юным зрителем.
Здесь же по коридору снуют актеры труппы. Знаете, пожалуй, мне никогда не приходилось видеть в одном месте и в одно время столько безупречно красивых людей. Вот уж где-где, а в балете точно не только талант, но и внешние данные играют решающую роль… Выскользнула из своей гримерной Ульяна Лопаткина: высокая, рыжеволосая, с короткой стрижкой, в узких джинсах и рокерской кожаной куртке-косоворотке — в повседневном облике трудно распознать в ней классическую балерину. Но когда она на сцене, сразу понятно: это не просто прима, а гений танца…
Валерий Гергиев, попрощавшись с поклонниками и заметив меня, стоявшую у входа, спросил: «Вы меня ждете?» Услышав утвердительный ответ, вспомнил: мы мельком виделись с ним еще летом, в его предыдущий приезд в Баден-Баден, когда он был здесь вместе с оперной труппой «Мариинки». Маэстро вспомнил даже, как я тогда ему говорила, что тоже из Осетии… Мне несколько раз доводилось пересекаться с дирижером, и все время он почему-то переспрашивал меня, действительно ли я из Владикавказа. Интервью, с целью которого я искала встречи с Маэстро, пока не получилось – на обстоятельный разговор времени у дирижера попросту не было. Впрочем, июль ведь тоже не за горами, тогда снова и попытаю счастье, чтобы понять, каково это быть человеком вне места и времени. Человеком мира, который ни на секунду не перестает быть осетином…
↑ Наверх