Известно, что хрустальный шар с давних пор считается атрибутом гадателей-ясновидцев. Прозрачный и чистый, как горный родник, он производит потрясающий визуальный эффект, обволакивая вас какой-то необычной, завораживающей аурой. Для справки: горный хрусталь является разновидностью известного природного минерала – кварца. А кварц (особенно горный хрусталь) издревле считался самым действенным из камней, используемым в магико-оккультной практике. Именовали его красиво – «лед, который потерял возможность таять».

Впрочем, данное вступительное слово, своего рода прелюдия к размышлениям о другом, почти аналогичном, но возможно даже более невероятном мистическом чудо-камне Cykuraiy Færdyg, который также является разновидностью кварца. По размерам он небольшой, но и издревле окутан невообразимо таинственным туманом, вызывающим, даже сейчас, неосознанный, подспудный страх и трепет. Еще бы, ведь кроме всего прочего, Cykuraiy Færdyg, подобно живому существу, различает «своих» и «чужих». «Свой» или «хранитель» – это хозяин, в семье которого хранился камень. «Чужой» – это любой человек «не хранитель». Так вот, будучи украденным, он никогда не задерживался у похитителей, и неведомым, необъяснимым образом возвращался к «своим». К примеру, имел место следующий мистический случай, когда гость посмел украсть у хозяев, семьи Хубежовых, их фамильную реликвию – камень Cykuraiy Færdyg, который хранился под потолочной балкой старинного осетинского дома в ма-ленькой коробочке. Похититель глубоко спрятал его в карман и пошел домой. На полпути, перейдя речку, он, к своему величайшему удивлению, обнаружил, что камень исчез из кармана. Некто из односельчан Хубежовых (дело происхо дило в селе Самцхаро Знаурского района), возвращаясь домой, увидел у речки на большом камне Cykuraiy Færdyg Хубежовых, который сиял на солнце. Но односельчанин не посмел его тронуть. Пропажу хозяева, возможно, и не обнаружили бы скоро, если бы похититель сам, под впечатлением от произошедшего, не сознался в содеянном. Однако, когда хозяева открыли коробочку, там, как ни в чем не бывало, лежал чудесный камень! (Информатор Хубежова З., 1996г.). Впрочем, по-другому и быть не могло, ибо все, что связано с Cykuraiy Færdyg – сплошная мистика. И еще один штрих: камень сам лично выбирал себе «хранителя», критерии выбора плохо поддаются объяснению.

Cykuraiy Færdyg никогда не подвергался какой-либо экспертизе и всестороннему и серьезному научному исследованию. Он вообще находится за семью печатями. Попробуйте выпросить его у «хранителя», он даже взглянуть на него одним глазом не позволит. Согласно народной традиции, Cykuraiy Færdyg до сих пор находится под негласным священным табу: глазеющий на него без надобности будет проклят сам и весь род его.

«Никакой дружбой вы не достигнете, чтобы хозяин (хранитель) показал вам камень изобилия и счастья – Cykuraiy Færdyg, который он хранит от постороннего глаза. Это его неоценимое достояние и домашняя величайшая святыня, которую даже его семья имеет право созерцать с благоговением и с молитвенными приношениями только один раз в году» (К.Хетагуров, Быт горных осетин, Сталинир, 1939). А требовалось волшебному камню «молитвенное приношение» соразмерное приношению почитаемому божеству, которое включало жертвенного барана (kusӕrttag fys), три сырных ритуальных пирога, пиво, три свечи и обязательное молитвословие.

Как свидетельствует научная этнография, «Cykuraiy Færdyg – это блестящий драгоценный камень овальной (ст-рогой и не очень) формы, величиной от горошины до голубиного яйца, прозрачен и излучает в темноте довольно сильный фосфоресцирующий блеск…» (Л. Чибиров, Древнейшие пласты духовной культуры осетин, Цхинвал, 1984). Та же научная этнография, по данным опрошенных, определила 8 примечательно окрашенных разновидностей, или цветовых гамм волшебной бусины: 1. Черного цвета с белыми и красными пятнами; 2. Белого цвета с желтым оттенком; 3. Красного цвета с тремя полосками: синей, черной и белой; 4. Белого цвета с мягким синим оттенком; 5. Черного цвета; 6. Желтоватого цвета; 7. Белого цвета с черным оттенком; 8. Красного цвета без полосок. На основе же новейших этнографических материалов в представленный перечень следует добавить еще 5 интересных и загадочных видов волшебной бусинки: 9. Блестящего лазурного цвета; 10. Бело-голубая с изображением человеческого зрачка; 11. Грязно-белого цвета с человеческим лицом (бусинка-голова); 12. Зеленого цвета с изображением 2-х пар крылышек; 13. Хрустальная бусинка в форме человеческого черепа (!).

Константа «Cykuraiy Færdyg – магический камень жрецов». Сопоставление старого этнографического материала с нашими новейшими данными, убедило нас в том, что иррациональная природа нашего, воистину таинственного, чудо-камня осталась неизменной, другое дело, что мы понятия не имеем, как с ним обращаться. Выделенные разновидности волшебной бусинки примечательны не только внешней окраской, но и сопутствующими загадочными, и даже страшными проявлениями. Случай с разновидностью № 9 – «лазурным чудовищем» вообще напоминает «фильм ужаса». Вот что поведала нам в 2001 году информатор Багаева М.С (жительница г. Цхинвал), которая была лично знакома с «хранителем» и имела возможность собственными глазами лицезреть «лазурный камень». Внешне он был изумительно красив и несколько крупный для стандартного Cykuraiy Færdyg – больше голубиного яйца. «…Появился камень таинственным образом – невесть откуда в городской квартире (случай любопытен уже тем, что обычно Cykuraiy Færdyg предпочитал сельскую местность) тбилисского осетина Ватаева В., и оставался у него до самой его смерти, после чего бесследно исчез. Удивительно, что он с точностью исполнял все желания своего «несчастного хранителя». «Несчастного» потому, что ему во сне систематически являлся злой и безобразный старик с длинной косматой бородой и мучил его, требуя взамен жертву(!)…». Информатор была твердо убеждена, что именно «нехороший» и «ужасный» камень довел Ватаева до могилы, так как к концу жизни он настолько исхудал, что превратился в ходячий скелет.

Исполнение желаний – основное предназначение нашего сакрально-магического камня – оккультного материализирующего аппарата древних, воистину амбициозных технологов. На это указывают все этнографические данные без исключения (включая и современные, новейшие рассказы «хранителей»), а также само название камня «cy + kuraiy færdyg», буквально констатирующее: «что попросишь бусинка», суть которого заключено в магической формуле «бусинка (камень), исполняющая любые желания». В данном контексте весьма интересно предположение В.И.Абаева, касательно глагола kuryn «просить», который мог обозначать также «чародейство, колдовство, испрашивание с помощью заклинаний» (Абаев В.И. ИЭСОЯ, М.,т.1, 1958). И еще одна этнографическая цитата: «Такой камень становился как бы фамильным талисманом, стражем и хранителем фамильного благосостояния. Он приносит богатство, счастье, благополучие, ограждает от несчастья, исполняет желания» (Чурсин Г.Ф. «Осетины», ТЗНА, Тифлис,1925).

Далее. Разновидность № 10 – Бледно-голубой камень с изображением зрачка, или кратко «камень-Глаз» и разновидность № 11 – «камень-Голова». Мы приводим их вместе потому, что они принадлежали одной(!) женщине – информатору Ксении Икаевой (жительнице с.Хвце Дзауского р-на, ныне покойной). Кроме того, был у нее еще и третий камень – черного цвета.

Надо отметить, что Cykuraiy Færdyg обнаруживает себя «хранителям» двумя способами: их насильно отнимали у очень ядовитых змей, чаще даже доставали из пасти – для этого нужно было обладать недюжинной смелостью; или же они сами ниоткуда являлись «полюбившемуся объекту» – будущему «хранителю». Ксении они изволили явиться вторым способом. Правда, до этого, в 70-х годах прошлого столетия, некая dæsny «гадалка» предсказала ей «нечто удивительное» («некий необычный сюрприз») должное явиться в скором времени. Первым появился «камень-Голова» ранним утром во дворике, на земле, в небольшом углублении, в сопровождении огромной змеи. (Надо отметить, что за редким исключением, волшебный камень сопровождал его неизменный, можно сказать атрибутивный спутник – змея. Змея необычная, аномальная, видимо, оберегающая камень от ненужных посягательств. Об этом красноречиво свидетельствуют этнографические материалы). Это была уникальная находка: на ней явственно просматривались человеческие черты: глаза, нос, рот и даже уши! Волшебный камень занесли в дом, но несколько дней подряд он возвращался в свое углубление, пока один за другим не подоспели два других камня (тоже в сопровождении змеи): «камень-Глаз» и Черный камень. «Хранительница» оказывала им должное внимание и подобающий почет: положила их в коробочку (из-под ювелирного украшения) подальше от людских глаз и каждый год в ночь на Nog Bon (Новый год) готовила в их честь kuvinægtæ (ритуальные яства).

В свое время, на мою убедительную просьбу разрешить сфотографировать камни, Ксения, уважаемая и добропорядочная женщина, вежливо отказала, аргументируя тем, что даже сама не смеет тревожить их без надобности (кроме как в ночь на Nog Bon), тем более подвергать опасности другого человека. Но самое удивительное, Ксении тоже во сне явился ужасный и свирепый длиннобородый старик и трубным голосом грозил сжечь дотла все ее хозяйство, если они (Ксения и ее семья) не уймутся! Дело в том, что до этого супруг «хранительницы» Кокоев Граф вздумал зажечь sondon (серу) или резину (от автомобильной шины), чтобы едкий дым разогнал змей, которые странным образом зачастили к ним и путались под ногами. После череды снов супруги перепугались не на шутку, смирились с присутствием змей и перестали тревожить их.

Любопытно и загадочно «живое» свойство волшебного камня: он мог быть добрым и благосклонным и даже raidzastæj kæsyn, mænæ dæm cyma xudgæ kæny «улыбаться (вам), смотреть радужно, ясно» (со слов Ксении), а мог расстроиться, обозлиться и сильно навредить. После того, как Ксения обратилась в сектантство (пятидесятничество) и перестала почитать «трех своих святынь», «камень-Глаз» начал быстро таять, пока не исхудал до мизерных размеров.

Этнографическая цитата: «Бусинка могла приносить семье счастье, но также могла сделать ее несчастной, если последняя не оказывала ей должного внимания…», кроме того: «…Cykuraiy Færdyg осетинами рассматривалась как живое существо, способное смеяться, потеть, сурово глядеть и убегать из дому в случае распада семьи» (Гаглоева З.Д. Составные элементы праздника «Ног бон». – Цхинвал: ИЮОНИИ, 1958).

Касаемо разновидности № 12 – зеленого камня с изображением крылышек, или «Крылатого камня» (Информатор Бе-коева М., жительница г.Цхинвал), никаких экстраординарных действий, сопровождающих его появление и «житие-бытие», мы привести не можем, за отсутствием данных. Однако, окраска камня сама по себе уже любопытна. Что могли обозначать эти удивительные крылья? Сомнительно, что они «нанесены» для внешней красоты – это было бы слишком примитивно для такого предмета, как Cykuraiy Færdyg. Не скрывается ли за этим символом сверхспособность к левитации – перемещению в пространственно-временных измерениях, или перевоплощению из одной субстанции в другую?

Любопытна и бусинка под номером 13 в виде черепа. Вот что нам поведал в 2006-ом году информатор И.М. Парастаев (житель с.Хвце Дзауского р-на, ныне покойный): «От предков я слышал, что существовал также Dzwarylægty Cykuraiy Færdyg. Бусинка была из драгоценного куска горного хрусталя – прозрачнейшая, как слеза человека и сверкающая на солнце, в форме Человеческого Черепа, размером больше стандартной бусинки. На Черепе зияли dywwæ styr cæstwaty – две огромные глазницы… Говорят, она могла все!.. Одни утверждали, что Dzwarylægtæ – Жрецы прятали ее в тай ном месте, другие – будто в лесу bælasy mæraiy – в дупле дерева, близ широко известного и почитаемого в былые времена Святилища Rag’y Dzwar (справка: Святилище находится в с.Wællag Xwy-c’e-Верхний Хвце/Дзауский р-н, на вышине)… Говорят, что «Dzwarylægtæ – Жрецы собирались по особым случаям, произносили специальные молитвы и вглядывались в ее глазницы, которые начинали светиться (!) и в них появлялись картинки и фигуры, по которым предсказывались различные события, в том числе и военные…». Особую загадочность волшебному камню придавало дивное свечение, исходящее как бы изнутри. Оно гипнотически воздействовало на созерцающих и настраивало их на мистическую волну.

Исключительно все данные, как старые, так и новейшие, отмечают это свойство – свечение – в первую очередь. Скорее всего, магический камень, в зависимости от степени внутренней активации энергетических сил, меняющейся как под воздействием внешнего раздражителя, так и от собственной (внутренней) программы, мог менять интенсивность излучения, напоминающую мистическую игру света и тени. Таинственным образом светились, кстати, и камни Ксении Икаевой. Был такой интересный случай, когда «хранительница» случайно заметила, как из дверной щели гардероба струилось необычное голубоватое свечение (коробочка с камнями хранилась во внутреннем углу полки). Она в сильном волнении открыла дверцу, и там… «вне коробочки лежали все три бусинки и светились!».

Таким вот изумительным и чудесным является наш древний, оккультный предмет камень Жрецов! Но в целом, камень Cykuraiy Færdyg не только изумительный, но и опасный, особенно в сопровождении змеи и фантомного, устрашающего старика. Неизвестно, как связаны между собой эти три неведомых, неразгаданных субстанций. Ясно одно, мы плохо представляем себе, с кем или с чем имеем дело, и как следствие – не умеем с этим обращаться. То, что Cykuraiy Færdyg предмет небезопасный, прекрасно знали наши предки и потому запрещали смотреть на него без надобности, только в особом порядке и с почестями. Ну а чтобы оградить семью от «вредоносной» бусинки, «хранитель» относил ее в лес и оставлял в дупле дерева. Безусловно, Cykuraiy Færdyg уходящее корнями в архаическое прошлое – в мир разнообразной оккультно-маги-ческой силы.

Эльда Парастаева, м.н.сотрудник ЮОНИИ им. З.Ванеева.

 

Наверх