25 лет назад состоялся референдум о независимости Республики Южная Осетия. Референдум по вопросу «О государственной независимости и воссоединении с Россией» был проведён в Южной Осетии 19 января 1992 года.

19 января в Государственном киноконцертном зале «Чермен» состоится Торжественное собрание, посвященное 25-ой годовщине проведения Референдума от 19 января 1992 года.

В мероприятии примут участие политические и общественные деятели Южной и Северной Осетии, члены Избирательной комиссии по проведению референдума от 19 января 1992 года, депутаты Парламента всех созывов,  а также представители общественности.

Ставший историческим референдум 1992 года явился следствием грузино-югоосетинского противостояния.

Напомним, что в ноябре 1988 года опубликован проект Государственной программы развития грузинского языка, предусматривавший значительное ущемление лиц негрузинской национальности. Одним из основных положений проекта Программы был перевод всего делопроизводства на грузинский язык.

20 сентября 1989 года были опубликованы проекты законов Грузинской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции Грузинской ССР», «О выборах народных депутатов Грузинской ССР», «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Грузинской ССР», ущемляющих права Юго-Осетинской АО.

10 ноября 1989 года XII сессия Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области приняла решение о её преобразовании в автономную республику в составе ГССР и обратилась к Верховному Совету ГССР рассмотреть это решение. 16 ноября Президиум Верховного Совета ГССР признал это решение неконституционным.

20 сентября 1990 года Юго-Осетинский областной совет народных депутатов принял решение преобразовать Юго-Осетинскую автономную область в Юго-Осетинскую Советскую демократическую республику, содержащее пункт об обращении в ВС СССР о включении новой республики в состав СССР в качестве самостоятельного субъекта федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете ЮОСДР. Законы СССР были признаны как единственно действующие на территории Южной Осетии (в ответ на решение ВС Грузии о восстановлении государственной независимости). На следующий день ВС ГССР признал решение Совета Народных депутатов ЮОАО недействительным.

16 октября сессия народных депутатов Юго-Осетинской Советской демократической республики признаёт нелегитимным проведение выборов в Верховный Совет Грузинской ССР на территории Южной Осетии. Поскольку в нарушение действующего законодательства, Верховный Совет Грузии не стал назначать очередных выборов в Совет народных депутатов Южной Осетии, сессия приняла Декларацию о суверенитете и назначила выборы в парламент Южной Осетии на 9 декабря 1990 года.

23 ноября Грузия официально отказалась подписывать новый союзный договор.

28 ноября республика переименована в Юго-Осетинскую Советскую республику. Совет народных депутатов ЮОСР обращается в ВС СССР считать её непосредственным участником при подписании нового союзного договора.

11 декабря 1990 года ВС Грузии упраздняет Юго-Осетинскую автономную область.

7 января 1991 года Президент СССР издаёт указ «О некоторых законодательных актах, принятых в декабре 1990 года в Грузинской ССР», в котором признаёт противоречащим Конституции СССР и законам СССР, установленному порядку решения вопросов об изменении статуса автономных образований решение ВС Грузии о ликвидации ЮОАО.

31 марта 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР просит Верховный Совет Республики Грузия восстановить ЮОАО.

4 мая 1991 года Совет народных депутатов Юго-Осетии всех уровней в связи с Указом Президента СССР от 7 января 1991 года отменяет решение Юго-Осетинского областного совета народных депутатов от 20 сентября 1990 года о преобразовании автономной области в республику и восстанавливает деятельность органов государственной власти и управления Юго-Осетинской автономной области, действовавшие до сентября 1990 года.

7 мая 1991 года Президиума Верховного Совета Республики Грузия издаёт постановление, в котором признаётся недействительность восстановления Юго-Осетинской автономной области.

1 сентября 1991 года Совет народных депутатов Южной Осетии отменяет решение от 4 мая и восстанавливает республику, после чего обратился к Верховному Совету РСФСР с просьбой рассмотреть вопрос воссоединения Южной Осетии с Россией.

21 декабря Верховный Совет Республики Южная Осетия принимает Декларацию о независимости Республики Южная Осетия.

3 января 1992 года принимается решение о проведении референдума по вопросу о независимости и присоединения к России. На голосование были вынесены два вопроса:

— Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой?

— Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 г. о воссоединении с Россией?

В результате, независимость Южной Осетии с перспективой объединения с Российской Федерацией поддержали более 99 % участников референдума.

О том, как проходило голосование и о значении референдума для государственности Южной Осетии ИА «Рес» в свое время рассказал бывший председатель Центральной избирательной комиссии РЮО Борис Чочиев:

«19 января 1992 года проведением референдума была поставлена точка в вопросе нашей независимости, потому что провозглашение каких-либо решений парламентом имеет одно значение, а проведение референдума имеет совершенно другое, более важное значение.

На тот период я был председателем Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов, мы проводили первые выборы в Верховный Совет Юго-Осетинской Советской Демократической Республики. Но мы, по положению, не имели права проводить референдумы. Для этого создавалась отдельная комиссия. Например, для проведения референдума о сохранении СССР в марте 1991 года была создана Центральная комиссия по референдуму, которую в Южной Осетии возглавил Юрий Дзиццойты. Поэтому для проведения референдума 19 января 1992 года по предложению Центризбиркома тоже сформировали Центральную комиссию по референдуму, которую вновь возглавил Юрий Дзиццойты.

При принятии каждого решения тогдашнее руководство все «за» и «против» рассматривало, можно сказать, в микроскоп, потому что знало: все наши решения будут подвергнуты самому пристрастному изучению на предмет малейшего нарушения и малейшей неточности. И действительно, впоследствии очень многие международные экспертные комиссии анализировали принятые в тот период решения и искали, за что зацепиться. Но, так как мы не допустили никаких ошибок, даже они сами в приватных беседах признавали, что, с юридической точки зрения, все наши решения безупречны.

Поэтому решение о том, чтобы референдум провел не ЦИК, а специальная комиссия по референдуму, было правильным.

В эту Комиссию, поработавшую просто блестяще, вошли тогдашние активисты, юридически хорошо подкованные, включая около шести членов Центральной избирательной комиссии.

Не могу не вспомнить картину, которую я наблюдал в тот день на границе между городом Цхинвалом и селом Тамарашени. Очень многие жители Южной Осетии, проживали на территории, оказавшейся под оккупацией Грузии. Они не имели возможности голосовать там и под разными предлогами приезжали в Цхинвал. И комиссия по референдуму разрешила им голосовать по дополнительным спискам и в 9-й школе, и по-моему, в 10-й школе — для жителей сел Ередвской зоны, которые тоже окольными путями для голосования пробирались в Дменис и Цхинвал, несмотря на то, что грузинские вооруженные отряды обстреливали село Прис и прилегающие кварталы Цхинвала. Я лично видел очень многих грузин, которые приезжали, чтобы проголосовать.

19 января 1992 года, на мой взгляд, надо считать Днем нашей независимости. На основании итогов этого референдума 29 мая 1992 года мы приняли Акт о независимости РЮО.

Проведение референдума было большим праздником. В то же время были большие силы, которые препятствовали его проведению. Я не буду называть тех, кого они представляли, какие структуры, но одним словом скажу, что противников было очень и очень много. Это тогдашние грузинские власти, очень большое грузинское лобби в Москве, влиятельные друзья Шеварднадзе, которые всеми правдами и неправдами оказывали давление на Верховный Совет РЮО, чтобы сорвать этот референдум, но самое главное — народ был настроен, чтобы провести голосование. Это не чья-то заслуга — ни Верховного Совета, ни Комиссии по референдуму, ни аппарата правительства, это — победа народа Южной Осетии.

Часто приходится слышать сетования некоторых наших граждан: почему, мол, трудности последних 20 лет выпали именно на нашу долю. А я считаю: нам нужно гордиться, что именно нашему поколению довелось заложить начало нашей независимой страны и довести дело до победы, до признания нашей государственной независимости. Многие поколения и до нас мечтали стать таковыми, но удалось именно нам. Это большое историческое событие в истории осетинского народа — построение независимого государства.

Пройдут годы, столетия, и я уверен, что наши будущие поколения будут гордиться нами и будут благодарить нас, что мы выдержали большие трудности, выпавшие на нашу долю. Зато мы сегодня — независимое государство, и это большое счастье, ради которого можно было превозмочь все трудности.

Пользуясь случаем, поздравляю всех граждан нашей страны независимо от национальности, принимавших самое активное участие в референдуме».

Наверх