Несмотря на принятую аланами еще в 916 году веру православного христианства, в современной Алании до сих пор чтут и молятся святым и небожителям, которым аланы поклонялись еще в древности. И, как известно, духовный мир древних традиционных верований осетин весьма богатый: если основных небожителей (божеств) не так и много – семь, то святых мест, которым наш народ поклоняется, – множество.
Мы решили спросить представителей югоосетинской молодежи, насколько хорошо они знакомы с нашими национальными традициями и, собственно, каких небожителей они знают и почитают?..
— Чермен Тибилов, студент ЮОГУ:
— Я знаю всех небожителей, но особое место уделяю Уастырджи – защитнику воинов и путников. Он выступает в качестве посредника между Хуыцау и нашим народом.
Мое отношение ко всем небожителям почтительное! Я глубоко уверен в том, что отношение к нашим святым и небожителям, как нельзя лучше подчёркивает нашу национальную индивидуальность. И потому мы не вправе отказываться от того, во что верили наши предки. В это нужно верить, ибо это есть, и этим пропитана вся наша жизнь.
Знание национальных традиций влияет на становление личности, его внутреннего духовного мира. И я уверен, что нужно бережно чтить и блюсти их в семье, в кругу друзей, передавать свою историю и традиции из поколения в поколение.
Моя семья также очень высоко ценит наших святых и небожителей. В дни, когда отмечают Дзуары бон, у нас дома всегда накрыт стол с ритуальными тремя пирогами и осетинским пивом. По мере возможности, мы посещаем не только родовые святилища, но и другие знаковые для осетин места.
— Леван Алборов, житель города:
— Небожители – это такая тема, от мысли которой завораживает дух! Это наша история, наш эпос, наша сущность. Безусловно, надо порождать патриотизм и интерес к нашему великому эпосу и истории в целом.
У меня отношение непосредственно к небожителям – уважительное, величественное.
Отдельно бы хотелось упомянуть, разумеется, Уастырджи – покровителя мужчин, воинов и путников. В Осетии есть культ Уастырджи и в честь него самый популярный праздник – Джеоргуыба, который является праздником и обрядом инициаций. Далее лично мне очень симпатизирует Курдалагон – небесный кузнец, который в очень хороших отношениях с нартами и помогает их закалять. Отдельное место занимает Афсати – покровитель охотников и диких зверей, подаривший Нартскому богатырю Аца чудесную золотую свирель. Таинственный Барастыр – владыка загробного мира, без разрешения которого никто не может попасть в загробный мир или выйти из него. Балсаг – повелитель огненного колеса, уничтоживший Сослана – одного из главных персонажей эпоса, оскорбившего дочь Солнца.
И многих других… Все они заслуживают особого внимания, ведь все это наша культура, и каждый, кто называет себя «Ирон», должен знать свою историю, культуру и традиции. Без прошлого – нет будущего!
— Владимир Дудаев, частный предприниматель:
— Я знаю таких небожителей, как Уастырджи – покровитель путников, Уацилла, Афсати – божество охоты, Куырдалæгон и других. Мое отношение к ним – почтенное.
Раньше, к сожалению, я не очень сильно вдавался в подробности наших традиций, но сейчас, сидя со старшими за столом, я слушаю их с большим интересом. И с каждым разом картина наших обычаев и традиций для меня проясняется. В частности, я про философию веры и порядок тостов за того или иного небожителя в зависимости от причины застолья.
Практически, как мне кажется, на сегодняшний день большим уважением среди молодежи и не только, пользуется Уастырджи.
Время не стоит на месте. И, к сожалению, с развитием общества, многое уходит в прошлое и забывается. Но это не должно относиться к нашим традиционным верованиям. Мы, молодежь Южной Осетии, должны сделать все, чтобы последующие поколения помнили и знали о своих предках, истории и обычаях.
Алана Цахилова
↑ Наверх