Сегодня осетиноведение — это отрасль мировой науки, исследующая очень важную часть общечеловеческой культуры в разных сферах теоретического и прикладного знания. И задача заключается в том, чтобы с позиций высокого уровня современного знания изучить общие теоретические, базисные основы, породившие именно данный тип общечеловеческой культуры.
С этой точки зрения весьма важно актуализировать исследования общеметодологического, философско-мировоззренческого характера, которые помогут понять и представить осетиноведение как современную отрасль мировой науки.
В данном контексте представляются актуальными постановка и решение проблемы ирондзинад-а как особого типа мировоззрения осетин.
Термин ирондзинад впервые употребил Губади Дзагуров, анализируя содержание газеты «Ног цард», которая выходила в 1907 г. в Тифлисе на осетинском языке. Оценивая деятельность работников редакции, Г. Дзагуров писал, что газета стояла «на националистических позициях единого потока, т.е. содружества всех осетин, независимо от классовой принадлежности, в целях приобщения всего осетинского народа к благам культуры» [1, 603]. В ней, как он далее писал, «появились материалы ярко националистического содержания и характера, в которых проводится возвеличение прошлого осетинского народа, восхваление осетинского адата, восхваление Хазби, идеализация Шамиля, признание осетинских адатов лучшими в мире, подобных которым у других народов нет (см. у Цоколаева ирондзинад и в статьях Карцайаг)» [1, 604]. Понятно, что Г. Дзагуров термин ирондзинад употреблял в негативном аспекте. При всем уважении к личности Губади Дзагурова, сыгравшего выдающуюся роль в становлении осетиноведения на одном из ответственных этапов его истории, с подобной оценкой содержания газеты «Ног цард» трудно согласиться. Так, Карцайаг публикует статью «Ирон æгъдæуттæ» в №31, в которой констатирует, что во времена предков горцы жили компактно, изолированно, а потому свои традиции и обычаи сохрани ли в неприкосновенном виде. Теперь же другие времена настали: идет активный процесс общения с другими народами. Естественно, меняются и традиции. И, как замечает автор, к сожалению, некоторые, побывав в других местах, смотрят сверху вниз, осуждают свои традиции и обычаи. Он считает это недостойным звания осетина. Особенно огорчает его, что, во-первых, нет у нас понятия чести, достоинства, т.е. «кад», во-вторых, нет уважения к старшему, в третьих, нет достойного отношения к гостю [2, 31].
То, что газета не идеализировала осетинские традиции и обычаи, видно из статьи «Хистытæ нæ сафæг» [2, 55], подписанной псевдонимом «Иунæг» и осуждающей слишком большие расходы при похоронах, а в фельетоне «Ирæд», подписанной псевдонимом «Вано», осуждалась практика разорения жениха перед свадьбой.
Важно отметить, что газета очень много внимания уделяла формированию национального духа и самосознания. Не случайно авторами в ней выступали такие патриоты, как Гаппо Баев, Елбиздико Бритаев, Сека Гадиев и др.
Термин ирондзинад нами позаимствован у покойного профессора X. Хадикова, употреблявшего данное понятие в узко психологическом смысле [4]. Мы же используем его в более широком философском аспекте, как наиболее емко и полно выражающий сущность категории социально-исторического, духовного, философского феномена, каким является этническое мировоззрение.
В этом отношении ирондзинад касается таких вопросов, которые никогда не могут быть решены окончательно: они требуют постоянного осмысления в свете нового духовного опыта, новых знаний применительно к конкретной ситуации. Они всегда продолжают быть очень актуальными, и в каждую эпоху их постановка есть не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы в них. В каждую историческую эпоху они решаются в зависимости от уровня развития общественного сознания и общественного прогресса.
Своеобразие проблем ирондзинад-а, на первый взгляд, дает возможность противопоставить их проблемам частных наук осетиноведения. Вникнув в их природу и сущность, также можно прийти к ложному выводу о том, что проблемы ирондзинад-а и частных наук осетиноведения настолько взаимопроникают, что нет необходимости специально о них говорить. Обе эти крайности — ложные посылки. Первая ведет к отрыву осетиноведения от ирондзинад-а, который составляет его сердцевину, основной его предмет. А вторая просто растворяет проблему ирондзинад-а среди частнонаучных проблем осетиноведения, истории, культуры, науки.
Однако же специфичность проблем ирондзинад-а предполагает их органическую связь с историей, наукой и культурой народа.
Прожитая осетинами история культуры насчитывает не одну тысячу лет. И потому можно сказать, что осетин — это человек, живущий в знаково-символическом мире, творящий этот мир и ассимилирующий его. Этот мир (осетинский национальный космос) в многообразии его символических систем (и систем ценностей, которые в этих символах выражены) и есть мир осетинской культуры. То есть осетин выступает как носитель культуры, объективациями которой являются ее элементы: наука, искусство, язык и т.д., а ирондзинад выступает как специфическое выражение жизненного единства, несущее в себе наиболее богатую информацию о сущности жизни и человека.
Ирондзинад выступает в качестве эстезиологии национального духа, изучающей своего субъекта как личное жизненное единство, если можно так выразиться, в контексте данной мысли.
Каждый народ вынашивает и осуществляет в своей истории духовные акты особого значения, которые придают всей его культуре и облику своеобразный характер. То есть, в этом духовном творчестве каждый народ имеет свои специфические особенности, образующие его национальный духовный уклад. Так, каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет, умирает. По-своему ленится, горюет, плачет, радуется, молится, острит и ораторствует. По-своему созерцает, что наглядно отражается в его фольклорном создании. Сами «узлы» исторически определенного национального характера: инстинкты, страсти, темперамент, чувства, воображение, воля, мысль — проявляются у каждого народа по-своему. И объясняется это множеством факторов. Осетинский народ имеет очень сложную историю, полную драматических эпизодов. И это сформировало тот его облик, который он сейчас имеет.
Человек при рождении автоматически получает конкретное «наследие»: Родину, государство, законы, семью, родителей, свою «нишу» в социально-исторической иерархии общества. Все это в определенной мере предопределяет всю его дальнейшую судьбу. Как бы «навязывает» ему ту или иную социальную перспективу и роли. Но, чтобы достойно заступить на свою историческую «вахту», человеку нужна личная духовность. Вот ее-то и формирует осетинское бытие в виде понятия ирондзинад.
В осетинском доме гостю предлагают лучшее угощение, последние деньги отдают на похоронах, в тяжелую минуту стараются поддержать нуждающегося морально и материально. До сих пор у осетин есть понятие «зиу», т.е. безвозмездная помощь при выполнении особо тяжелой работы. Есть особенно доверительные, братские отношения между выходцами из одного села, ущелья, глубинная сокровенная суть которых в том, чтобы помочь человеку реализовать заложенные в нем от природы творческие возможности и потенции. Есть особенно уважительные отношения между поколениями, полами. Все это — предопределяется понятием ирондзинад. То есть, ирондзинад — это особая философия жизни, которая отвечала на все вопросы бытия человека в мире, давала ориентиры в любой жизненной нужде, отвечала на самые жгучие вопросы о смысле или бессмысленности всего человеческого бытия. Поэтому ирондзинад и оказал такое мощное влияние на все бытие осетин, их духовность и национальный склад мышления, национальный тип характера, особый тип культурного развития.
Ирондзинад — основа цельного существования традиционного общества, ирондзинад явился важнейшим механизмом поддержания целостного структурного единства народа. То есть, социально культурный процесс к ирондзинад-у относится как к особому типу мировоззрения, составляющему основу этого процесса.
Словом, ирондзинад — это единое основание, сердцевина всей осетинской культуры: материальной, духовной, художественной.
Сущность структуры ирондзинад-а составляют понятия и категории: фарн, æфсарм, æгъдау, уæздандзинад, лæгдзинад, кад, намыс, ном, аив, рæсугъддзинад и т.д.
Особенность этих категорий и понятий в том, что, во-первых, они имеют самодостаточную ценность, во-вторых, являясь элементами структуры ирондзинад-а, они имеют собственную структуру причем, очень сложную. Так, скажем, фарн — это духовность; æфсарм — это мораль, нравственность; æгъдау — это этикет и т.д.
Ирондзинад определяет историческую жизнь народа, т.к. является общим мировоззрением нации, этническим мировоззрением.
Ирондзинад как ядро культуры нации, как внутренняя, духовная ее «самость», ярко проявляется в обрядах, традициях, фольклоре, в художественном сознании осетин. Как тип мировоззрения формирует этническую картину мира, т.е. более или менее сложную и систематизированную совокупность образов, представлении и понятий, в которых и через которые осознается мир в его целостности и единстве.
В основе ирондзинад-а лежит, конечно же, непосредственный обыденный опыт. И, значит, он тесно связан с этим опытом и теми вопросами, которые им порождаются. В процессе своего становления, т.е. в процессе исторического развития осетинского народа, ирондзинад дистанцируется от этого опыта, который, тем не менее, остается его живительным источником. Словом, важным источником ирондзинад-а и его составляющих элементов является бытие, — бытие индивида; осмысление им своего существования; перспектив своего бытия. Но, если уже каждый осетин имеет в душе ирондзинад, который соответствует его жизненному опыту, то он тем более присущ социальной группе, народу, обладающему своим историческим опытом. Ведь народ заинтересован в этнической идеологии, которая бы обосновывала его положение в мире, а не только в обществе, его отношение к миру в целом.
Историческое развитие народа рождает множество проблем мировоззренческого характера. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением данного бытия и человеческой деятельности. Это проблемы соотношения духовного и материального в жизни общества, наличия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справедливости и т.д. Много проблем дают и потребности эстетического, художественного освоения мира, и главная из них — проблема прекрасного, проблемы первоосновы мира, бесконечности или конечности пространства, проблемы субъектно-объектных отношений.
Ирондзинад связан внутренне с обыденным знанием. Это наглядно проявляется в языке. Ирондзинад оперирует словами, которые фиксируют жизненный опыт индивида, обеспечивают, т.е. обслуживают повседневную практику людей и непосредственные контакты с окружающей действительностью, с социумом.
Категории ирондзинад-а формируются в процессе развития культуры и оформляются в структурах обыденного языка. Ирондзинад углубляет, эксплицирует, систематизирует смысл этих понятий, в то же время сохраняя и их обычный смысл: æгъдау, æфсарм, кад, намыс и т.д.
Содержание ирондзинад-а включает и установку здравого смысла с его стремлением познания ближайших причин явлений и использование их в повседневной практике.
В недрах обыденного сознания кристаллизуется драгоценная суть человеческой жизни, которая называется «мудростью», т.е. это философия традиционного осетинского общества.
Все общественные связи и отношения, религиозные и правовые системы, все теоретико-научные взгляды, проявляющиеся в истории конкретной эпохи и традиционного общества, действительно могут быть правильно поняты и оценены, если верно поняты и оценены не только материальные и социальные условия жизни общества в конкретную эпоху, но и нечто особенное, детерминирующее и материальные, и социальные отношения, т.е. ирондзинад как феномен этнической идеологии, как важнейшая духовная субстанция, пронизывающая собой все сферы народного бытия, его сокровенную сущность.
Конечно, именно осетинское бытие породило ирондзинад: здесь отношения — причинно-следственные, а доминанта — общественное бытие. Но и ирондзинад как особый тип мировоззрения воздействует (и очень активно) на него. Здесь даже выдвигается принцип опережающего отражения отдельных сторон общественного бытия. Ведь ирондзинад предлагает клишированные формулы во всех сложных ситуациях, тем самым связывая, по своим законам, объективные и субъективные факторы человеческой жизнедеятельности.
Содержание же понятия «Общественное бытие осетин» составляет все богатство и многообразие экономической, социально-политической и духовной жизни и деятельности людей, сцементированное ирондзинад-ом как особым типом мировоззрения осетин.
Ирондзинад — активная идеальная форма общественно-творческой деятельности людей, общества и характеризуется целенаправленностью и контролем над поведением людей, оценкой общественно-значимых явлений и фактов.
Все проблемы ирондзинад-а спроецированы на его объект, т.е. осетинское бытие во всех его проявлениях, во всем богатстве его причинно-следственных связей. И все эти проблемы отражают его специфику, обусловлены им. Всеобщее в системе «Мир и человек» и составляет предмет познания ирондзинад-а. Проблемы эти предельны для бытия осетина, для общей программы его
деятельности, для его культуры. Мировоззренческая суть их в том, что они охватывают мир в целом, жизнь человеческую целиком, отношение человека к миру целостно и системно.
Ирондзинад оперирует понятиями предельными: материя, пространство, время, движение, причина, возможность, необходимость и т.д., — т.е. теми, что лежат в основе любого рода человеческой деятельности, в основании всей человеческой, в т.ч. и осетинской культуры, ведь вряд ли можно найти такой вид человеческой деятельности, который бы не был вызван определенными причинами или не протекал бы в каком-то временно-пространственном измерении. И поскольку нет смысла ставить вопрос о причине самой причинности, то эти проблемы есть наиболее универсальные формы целостной совокупности многообразных отношений человека к миру. То есть, сама предельная широта проблем ирондзинад-а связана с их фундаментальностью для понимания мира, жизни, человека, отношения человека к миру.
Ирондзинад — не свод знаний о природе, обществе и человеке, и не часть сознания, а его интегрирующее начало.
Ирондзинад является как бы духовной призмой, сквозь которую субъект-носитель воспринимает окружающую его действительность. В этом смысле можно предложить три подхода к изучению феномена ирондзинад: гносеологический, социологический и аксиологический.
Гносеологический подход позволит изучить ирондзинад с точки зрения отражения им действительности, т.е. сосредоточить внимание на том, что и как отражается. А отсюда — раскрыть содержание ирондзинад-а, объект и уровни отражения. Показать его место и роль в структуре общественного сознания традиционного осетинского общества, истоки его, объем и характер входящих в него составляющих.
Социологический подход акцентирует внимание на социальных основах ирондзинад-а, его функциональной роли в обществе. И здесь ирондзинад раскрывается как духовный феномен, выражающий интересы национального развития и содержащий формулировки их целей, философских концепций и нравственно-этических идеалов. Данный подход поможет определить масштабы ирондзинад-а и глубину его проникновения в общественное сознание той или иной исторической эпохи.
Оценочный или аксиологический подход даст возможность показать, что ирондзинад — не просто совокупность идей и представлений о явлениях материального и духовного мира, но и несет в себе определенную оценку явлений реальной действительности с позиций таких понятий, как добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т.д. То есть здесь существенна роль ценностно-нормативной ориентации субъекта — носителя ирондзинад-а.
Категории аксиологии, ценностные установки, конечно же, носят конкретно-исторический характер. Но они относительно самостоятельны все же от экономической и социально-политической жизни общества. Поэтому некоторые культурные, духовные, эстетические ценности древних времен пережили свою эпоху и как общечеловеческие ценности входят в состав современного ирондзинад-а.
И так, три подхода к исследованию феномена ирондзинад-а, использованные комплексно, системно, дадут возможность раскрыть его сущность, структуру и особенности.
Отдельный человек, который не имеет даже понятия о философии в ее теоретическом, т.е. систематизированном виде, может, тем не менее, неосознанно, но творчески жить в ирондзинад-
е, утверждать его в своей жизнедеятельности и руководствоваться им в процессе общественной практики. Но суть диалектики здесь не так проста: философия все же составляет общетеоретическую, методологическую основу всех мировоззренческих систем и ирондзинад-а в том же числе.
Предметом ирондзинад-а являются наиболее общие черты: свойства, законы объективной действительности, охватывающие природу и общество, природную и социальную сферу человеческой деятельности.
Познание мира — задача очень сложная, и в каждую историческую эпоху ограничено уровнем развития материальной и духовной культуры. То есть, как способ отражения реальности, ирондзинад имеет дело с уже освоенной человеком действительностью. Мир познаваем, и познаваем через ирондзинад для человека, разумеется, определенного времени и пространства, т.е. в конкретных координатах бытия. Ведь через ирондзинад выявляются универсальные связи, в систематизированном виде дается общая картина мира как связного целого.
Что придает целостность ирондзинад-у как типу мировоззрения? Это понимание и приятие целостности и единства реального мира, всеобщей связи явлений, общих объективных закономерностей, детерминизма социально-исторических процессов.
В ирондзинад-е существуют два важнейших аспекта, определяющих его мировоззренческую сущность. Это, во-первых, обобщенные представления о мире, и, во-вторых, отношение человека к объективной действительности. То есть, акцент здесь ставится на взаимоотношение человека с природой и обществом. А это исключает пассивность и созерцательность как основы миропонимания и выдвигает человека, т.е. деятельное, преобразующее мир существо, располагающее всем богатством своих социальных связей.
Ирондзинад как тип мировоззрения проявляется не в том, что открывает не одно отдельное отношение, а всеобщее в отношениях человека к действительности, осмысленное в сложном единстве познавательной, преобразующей, эмоционально-оценочной, человеческой деятельности. Словом, предметом ирондзинад-а, как особого типа мировоззрения выступает всеобщее в связях «мир — человек», всеобщее во взглядах на мир и жизнь человека, всеобщее в отношениях человека к миру и мира к человеку. То есть, ответ на вопрос: что есть мир, и какое в нем место занимает человек.
Ирондзинад выполняет определенные функции по отношению к человеку, социальной группе, народу в целом, к науке, искусству и другим явлениям социальной жизни. Функция — в данном случае нами рассматривается как способ проявления активности системы ирондзинад-а, общий тип решаемых этой системой задач.
Ирондзинад — это особое мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Ирондзинад интегрирует в себе такие другие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, художественное, обыденное. Сам же ирондзинад относится и к научной сфере общественного сознания (к рациональной), и к ненаучной (иррациональной) сфере. Ирондзинад имеет своеобразный категориальный аппарат, который опирается в своем развитии не на какую-то отдельную научную дисциплину, а на все науки осетиноведения, на объединенный совокупный опыт развития нации. Ведь сущность ирондзинад-а в утверждении диалектики общего и единичного в системе «мир — человек».
Со стороны своего метода ирондзинад выполняет несколько функций по отношению к осетинскому бытию: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.
1. Сущность эвристической функции состоит в приросте новых знаний и представлений, в т.ч. и научных. В создании предпосылок для научных открытий. Результатом этого является нарождающаяся система новых понятий и категорий в сфере научного познания: ирондзинад, æгъдау, æфсарм, фарн, лæгдзинад, уæздандзинад, аив, рæсугъддзинад и др. Любая частная наука, занимающаяся осетиноведением, не может обходиться без понятия ирондзинад и других его составляющих. Ведь без них невозможно решать сложные теоретические фундаментальные проблемы.
Конструирующая роль ирондзинад-а в выработке новых научных представлений и теорий может быть непосредственной, т.е. на базе ирондзинад-а, а может быть и опосредственной, через частнонаучную картину мира, которую помогает создать ирондзинад. Тут важную роль играют понятия и идеи, представления, составляющие ирондзинад. Ведь все понятия, составляющие ирондзинад, выводимы логически из эмпирически данного.
2. Координирующая функция ирондзинад-а заключается в координировании методов в процессе научного исследования, ирондзинад и его составляющие используются в разных науках: философии, филологии, эстетике, психологии, педагогике и т.д.
3. Интегрирующая функция ирондзинад-а заключается в объединении в одно целое, т.е. в ирондзинад-е, разных элементов осетинского бытия. Этот термин «интеграция» (от латинского intefration — восстановление, восполнение) применяется во многих науках в статусе общенаучного понятия, и по своей всеобщности относится к классу философских категорий. В отношении к функциям ирондзинад-а этот термин выражает объединение множества элементов, составляющих систему, целостность. Тут же выявляются недостающие элементы в системе ирондзинад-а, объясняются ее специфика, роль и суть ее элементов и т.д.
4. Логико-гносеологическая функция ирондзинад-а заключается в логико-гносеологическом обосновании тех или иных составляющих структуру ирондзинад-а.
Итак, ирондзинад как тип мировоззрения, как этническая идеология, формирует определенную этическую и научную картину мира. И в этом его сущность и назначение.
В ирондзинад-е сосредоточены потенциально два уровня освоения действительности: теоретический и эмпирический. Если к ирондзинад-у подходить с точки зрения научно-рационалистической, то в его формировании, как мировоззрения, участвуют многие науки. А важнейшим способом при этом становится обобщающая работа мышления, т.е. «снятие» частного во всеобщем. А результат — это высший уровень интегрированности научных и эмпирических знаний. То есть, это всесторонне завершенная картина мира и его познания, конкретное миросозерцание. Именно участие разных частных наук и эмпирии в создании ирондзинад-а как мировоззрения, а не прямое их вхождение в него — один из важнейших признаков научности его как мировоззрения. При этом проявляется особый характер мировоззренческих проблем ирондзинад-а — их всеобщность для индивида, социальной группы, нации; всеобщность, составляющая систему конкретно-всеобщего.
Для выделения в ирондзинад-е. двух уровней освоения действительности есть, прежде всего, предметно-содержательное основание. Предмет ирондзинад-а, как мы уже неоднократно
подчеркивали, целостен, но сущность его может рассматриваться с разных сторон, неодинаковых по глубине и имеющих разное направление. Поэтому отражение фрагментов сущности и проявлении сущности является основой для эмпирического, а отражение целостности, т.е. взаимосвязи отдельных сторон сущности, есть предметно-содержательное основание для теоретического уровня. Частный факт ирондзинад-а рассматривается как факт мировоззренческий, т.е. такой факт, в котором заключено философско-мировоззренческое обобщение.
Факты и явления осетинской действительности — сами по себе еще не основа для теории ирондзинад-а. Знание о них должно быть подвергнуто определенной мировоззренческой интерпретации. То есть, это не просто объективный феномен, а их осмысление, вернее, знание, которое отражает какой-то момент, фрагмент, аспект в предмете ирондзинад-а, внося вновь нечто новое в мировоззрение ирондзинад-а. И, как правило, в методологию его изучения как выдающегося социально-исторического феномена. Это всё — первая особенность. Вторая же в том, что источники формирования ирондзинад-а весьма разнообразны. При этом факты тут имеют разную степень важности, существенности, в связи с чем их можно делить на фундаментальные и частные. Конечно, факты имеют большое значение; они лежат в основе теории, но все же нельзя преувеличивать их роль.
Факт, явление — относительно самостоятельны от системы мировоззренческих представлений ирондзинад-а. И в генетическом плане они испытывают сильное воздействие самой объективной реальности национального бытия. В этом смысле они и составляют внутренние истоки, основание теории ирондзинад-а, которая должна опираться на эти факты и составлять из них саму себя и объяснить природу и сущность ирондзинад-а. Ведь ирондзинад имеет причинность, целостность, системность, время и пространство и т.д.
При формировании теории ирондзинад-а надо исходить не только из отдельных фактов, и даже не только из системы этих фактов, но и из категорий, которые обобщают эти самые факты: æфсарм, фарн, лæгдзинад и т.д. Таков принцип формирования понятии и категории, составляющих теорию ирондзинад-а. То есть, это своеобразная логическая структура философского знания, имеющая свои способы его построения, методогические и мировоззренческие функции, отношение к науке, идеологии, искусству и т.д. Здесь речь идет также и о том, что понятия и категории, составляющие ирондзинад, являются также и философскими: æфсарм, фарн, лæгдзинад, уæздандзинад и т.д.
Как мировоззрение в традиционном его понимании ирондзинад определяет положение его субъекта (личности, социальной группы, народа) в обществе, во вселенной, в космосе, вообще, в мире, в жизни. Для личности же ирондзинад — постоянный внутренний «цензор», диктующий стиль поведения, образ жизни и мыслей. Осетинская нация существует до тех пор, пока существует ирондзинад. И недостаточно владеть осетинским языком, чтобы быть осетином. Ведь можно же изучить в совершенстве английский язык, но при этом вы не станете англичанином. То есть, необходимо иметь этот ирондзинад в душе и сохранять его в отношениях с миром. А потому важнейшей национальной идеей для осетин, независимо от социального строя и исторической эпохи, является сохранение ирондзинад-а как доминирующего национально-объединяющего, системообразующего фактора.
Р. Я. Фидарова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник СОИГСИ им. В. И. Абаева
Источник:
Научный журнал «Известия СОИГСИ», вып. 3 (42), Владикавказ, 2009, стр. 148 — 156.
↑ Наверх