В Пятигорске состоялась рабочая встреча генерального прокурора РЮО Урузмага Джагаева и зам-генерального прокурора РФ Дмитрия Демешина.
По итогам встречи генеральный прокурор Южной Осетии Урузмаг Джагаев дал интервью нашему изданию.
— Урузмаг Фридонович, Генпрокуратура РФ расследует уголовные дела, в т.ч. связанные с хищением денег при восстановлении инфраструктуры РЮО после военных действий в 2008 г. Насколько успешно они расследуются?
— Уголовные дела, направленные Генпрокуратурой РЮО для дальнейшего расследования в Генпрокуратуру РФ для осуществления уголовного преследования лиц, совершивших преступления на территории РЮО, но выехавших в Россию изначально расследуются здесь, готовятся и направляются непосредственно в Генпрокуратуру РФ, которая направляет их в регионы России. В Генпрокуратуру РФ мы направили 116 уголовных дел различного вида преступлений и из них 47 связаны с хищением бюджетных средств, направленных РФ на восстановление РЮО с 2008 г.
Сегодня на основании 47 уголовных дел уже вынесены приговоры, и есть даже приговоры связанные с лишением свободы. Поэтому, мнение, что можно совершить преступление в РЮО, выехать в РФ и остаться безнаказанным – заблуждение. Многие недооценивают, что закон позволяет пересылать уголовное дело для осуществления преследования на территории РФ. Безнаказанным не останется никто.
Естественно, по этим уголовным делам вызывает беспокойство, что идет слабое возмещение материального ущерба, причиненного бюджету РЮО. Пока сказать о больших успехах мы не можем. Практика показывает, что не только в РЮО, но и в РФ возникают проблемы с данной категорией уголовных дел. На встрече мы отметили, что в Ставропольском крае есть положительные моменты в расследовании и возмещении материального ущерба. Ставропольский суд на основании решений судей РЮО выносят приговоры в виде ареста или конфискации имущества для последующего возмещения бюджета РЮО.
— Какова сумма причиненного материального ущерба бюджету РЮО?
— Сумма хищений по всем уголовным делам составляет около 3 млрд руб. Но конкретную информацию пока рано давать, многие уголовные дела еще расследуются. Есть и уголовные дела, по которым приняты решения, но и они будут дополнительно пересмотрены в порядке надзора. Мы передали списки по этим делам Генпрокуратуре РФ, и нас заверили, что сейчас более пристально будет осуществляться надзор по делам, расследуемым по СКФО. Так что без внимания они точно не останутся.
— Что касается военных преступлений, вы отметили, что в списке разыскиваемых лиц по данным преступлениям на сегодня 47 человек, но он будет пополняться… Будут ли к ним относиться такие преступления как Зарская и Ередская трагедии?
— Лиц, в отношении которых мы возбудили уголовные дела по геноциду, событиям 2008 и 90-х гг. — конечно намного больше. Хочу подчеркнуть, что 47 — это непосредственно люди из военно-политического руководства Грузии, Саакашвили и другие. Они объявлены в розыск. Понятно, что РЮО не является членом Интерпола (т.к. не все члены ООН признали РЮО), поэтому мы не можем объявлять в международный розыск. Но не исключён вариант, что эти личности, будучи на территории РФ, могут быть выданы по запросу властям РЮО. Этот вопрос тоже обсуждался в ходе встречи.
Некоторые участники массовых преступлений в отношении народа Южной Осетии, во время Зарской и Ередской трагедий и операции «Чистое поле» установлены, другие участники этих преступлений устанавливаются, в их отношении возбуждены уголовные дела и они все объявляются в розыск.
— В ходе встречи с российским коллегой был ли обговорен механизм экстрадиции с территории РФ преступников, совершивших преступления в Южной Осетии? И задержаны ли российскими правоохранительными органами преступники, которых готовы передать югоосетинской стороне?
— По уголовным делам, насчет хищений бюджетных средств РЮО, такая готовность есть, и мы направляем запросы об экстрадиции этих людей. По нашим запросам проводятся проверки, но здесь нельзя ожидать быстрых результатов, потому что экстрадиционная проверка иногда занимает много времени. По законодательству и Конституции РФ граждане России не выдаются другим странам, а почти у всех у лиц, фигурирующих по уголовным делам по хищениям из бюджета РЮО — двойное гражданство. Поэтому проверяется, на основании чего и законно ли человек получил гражданство РФ. Кто-то, возможно, утратил его, т. е. к каждому случаю индивидуальный подход.
Что касается экстрадиции, то у нас есть один «товарищ», который в 2002 г. совершил на территории РЮО тяжкое преступление. Он задержан на территории РФ, взят по стражу и сейчас проводится экстрадиционная проверка и по результатам проверки будет выдан Южной Осетии, чтобы мы осудили человека за содеянное. Но иное дело экстрадиция лиц, совершивших военные преступления, там сложнее в связи с проведением международно-розыскных мероприятий, но на встрече нас заверили, что РФ готова рассматривать выдачу этих лиц, если они будут находиться на территории России. В международной практике есть соглашение между странами об экстрадиции, у РЮО и РФ нет соглашения об экстрадиции. Поэтому наши запросы рассматриваются на принципах взаимности – «мы — вам, вы — нам», не как обязательство, а право каждой страны. Но, повторюсь, мы заручились поддержкой Генпрокуратуры РФ, что наши запросы будут рассматривать и они рассматриваются. Есть сложности связанные с отсутствием договора, но если даже преступник не гражданин РФ, но находится на ее территории, то запрос о выдаче его властям РЮО будет рассмотрен.
— Какие важные вопросы еще обсуждались в ходе встречи с замгенпрокурора РФ Дмитрием Демешиным?
— Обсуждались такие вопросы как: наркопреступность – перевозка наркотиков через границу РФ-РЮО, оружие и боеприпасы. Что касается последнего, Демешиным отмечено — в настоящее время этот вид преступления практически сведен к нулю. Это свидетельствует, что применяемые меры по борьбе с наркопреступностью и контрабандой оружием пресечены на границе. В республику нет практически ввоза тяжелых наркотиков. Но на территорию РЮО ввозят т.н. аптечные наркотики: Лирика, Снюс, Насвай. В этом плане было много случаев задержаний и привлечений к уголовной ответственности. Благодаря принятому закону «Об административной и уголовной ответственности за незаконный ввоз, приобретение, хранение, переработку, перевозку и сбыт, и немедицинское употребление лекарственного препарата «Лирика» и его аналогов». Пресечение ввоза этих видов наркотиков — вопрос времени. Закон был воспринят как положительный опыт, и в РФ будут рассматривать возможности его принятия.
Генпрокуратура РФ по СКФО заверила нас, что будет принимать еще большие меры для осуществления надзора по расследованию
уголовных дел, которые находятся в производстве следственных органов СКФО, направленных от Генпрокуратуры РЮО. И если даже в некоторых случаях было принято решение о прекращении уголовного дела по тем или иным основаниям, они будут пересмотрены, насколько эти решения были законны и обоснованы.
В ходе рабочего визита обсудили вопрос проведения встречи в Южной Осетии. Ожидается приезд делегации Генпрокуратуры РФ по СКФО. Во встрече примут участие не только Генпрокуратура РЮО, но и правоохранительные органы: МВД, КГБ и другие, для более тесного сотрудничества и консолидации наших отношений.
Мадина БЯЗРОВА, газета «Южная Осетия»
↑ Наверх