Ногбон (букв, «новый день»), отмечается по традиции 13-14 января. Этот всенародный праздник осетин соответствовал дню зимнего солнцестояния. В прежние времена говорили: «Бон куыд даргъгæнгæ цæуы, нæ цард дæр афтæ даргъгæнгæ цæуæд» (Да удлинится жизнь наша так же, как удлиняется день).
В предпраздничный день женщины с утра начинали хлопотать по хозяйству. Возле очага ставили колоду (Ногбоны къодах) и пекли пироги в ее честь, чтобы в течение наступившего года в доме не переводились дрова и пища.
Среди праздничных блюд самым важным считался большой круглый пирог, олицетворяющий солнце, — ӕртхурон. Во время выпечки в него клали монету. Потом пирог делили на несколько частей по числу членов семьи. Считалось, что того, кому достанется кусок с монетой, в новом году ждет счастливое событие. К этому пирогу полагалось печь маленькие пирожки-стражники. Их называли «детки» (лæппынтæ). Хозяйки, конечно, готовили и традиционные пироги, и полукруглые, а также различные обрядовые фигурные хлеба в честь многочисленных осетинских святых.
Праздничные пироги посвящали также орудиям труда и семенам, которые должны были дать хороший урожай. Выпечку начиняли солодом и относили в сарай, где хранилось хозяйское добро. Здесь произносили молитву в честь небесных покровителей.
Чтобы оградить домочадцев и скот от воздействия темных сил, на дверях рисовали маслом крестики, развешивали колючки репейника и шиповника над порогами, клали их на мешки с мукой и зерном.
Праздничный стол в этот вечер всегда отличался разнообразием блюд: считалось, что если на Ногбон накрыт богатый стол, то весь год пройдет под знаком изобилия.
Во время застолья глава семьи произносил традиционную молитву в честь всех дзуаров, почитаемых в Осетии.
После этого старшие члены семьи совершали шествие к своей главной семейной святыне — бусине желаний (цыкурайы фæрдыг). Хранили ее всегда в углу женской половины дома. В этот день ее доставали из шкатулки и мыли в молоке. Затем меняли в шкатулке шелковую ткань и вату и помещали туда бусину. Это делал глава семьи. Незамужним девушкам запрещалось притрагиваться к ней.
Отец семейства просил, чтобы бусина принесла домочадцам в новом году благополучие и счастье. Надо отметить, что голыми руками бусину не трогали — только через шелковую ткань.
На Ногбон посещали также и хлев, где благословляли домашних животных; скотину кормили кусками пирогов.
Осетины верили, что в новогоднюю ночь по небу несутся небожители (зæдтæ) и сеют среди людей счастье и богатство. Поэтому ближе к ночи в корыто насыпали муку, надеясь, что ангелы оставят на ней следы в знак своего благоволения.
Также существовало поверье, что на Ногбон открывается дверь неба (арвы дуар байгом). Счастливчик, лицезревший это явление, мог рассчитывать, что его желания обязательно сбудутся.
Уже глубокой ночью устраивали стрельбу по мифическим драконам (мæйхортæ — пожиратели луны), а празднование Ногбон продолжалось до самого рассвета.
Наутро раньше всех в доме вставал один из молодых членов семьи и отправлялся к источнику за водой, которой потом сбрызгивал стены и пол жилища. Этой же водой умывался глава семьи, после чего выходил во двор и возвращался с горстью сена (либо с папахой или тулупом). Встав у очага, мужчина произносил: «Мæ къухы цал хъæмпыхалы ис (мæ кæрцы цал хъуыны ис), уал хорзæхы нæ уæд ног азы!» (Да будет в этом доме в новом году столько радостных событий, сколько в моей руке соломинок (сколько ворсинок в папахе или тулупе!). Затем он бросал сено в огонь со словами: «Пусть сгорят нечистые силы, как горит эта солома!». Члены семьи надевали новые наряды, расстилали чистую постель.
У домов разводили утренние костры (Ногбоны æртытæ), возле которых собирались и веселились соседи. Существовало поверье, что в пламени новогоднего костра сгорают беды и невзгоды уходящего года.
Гость, первым переступивший порог дома в первый день нового года, рассыпал на пол зерна кукурузы или пшеницы, желая хозяевам столько счастья, сколько зерен рассыпано на полу. В ответ ему преподносили сладости. Жители сельских районов Осетии и сегодня совершают этот обряд именно так. В городах чайте всего вместо зерен рассыпают конфеты и деньги.
Вечером ряженая молодежь ходила по дворам с песнями и танцами. Хозяева угощали их маленькими сдобными булочками в виде фигурок животных или людей (басылтæ). Так завершался один из самых любимых осетинами праздников.
По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»
↑ Наверх