В 2019 году Президентом Республики Южная Осетия Анатолием Бибиловым 2020 год был объявлен Годом Памяти, в связи со 100-летней годовщиной геноцида южных осетин, осуществлённого в 1920 году Грузией.
С тех пор прошло много лет, но боль страданий не стихает и в наши дни. Кровавые преступления, совершенные в 1920 году, не имеют срока давности и не могут быть забыты, как и не может быть прощения этим преступлениям против человечности.
Государственный советник Президента РЮО Константин Кочиев рассказал МИА «Южная Осетия сегодня», что необходимо сделать, чтобы не только отметить памятную дату, но и донести весь трагизм народа Южной Осетии до мирового сообщества для дальнейшего признания геноцида южных осетин.
— Константин Карленович, исполняется сто лет геноцида Грузии по отношению к осетинскому народу. Какие мероприятия приуроченные к скорбной дате пройдут в Южной Осетии?
— Прежде всего, события осетинского геноцида не ограничивались одним днем. Грузинские войска на протяжении нескольких недель методично старались уничтожить как можно больше осетинских селений. Южная Осетия была вся в огне, от Цхинвала до горных перевалов.
22 июня через Рокский перевал с боями отступила большая часть бойцов осетинских отрядов самообороны, которые до последнего сдерживали продвижение грузинских карателей, чтобы не дать им расправиться с беженцами. Однако в целом ряде отдаленных местностей охота на осетин и акты геноцида продолжались на протяжении еще нескольких месяцев, вплоть до поздней осени. Последние беженцы были вынуждены идти на север по заваленным снегом горным тропам. Поэтому весь год памяти жертв Геноцида будут продолжаться различные мероприятия, посвященные трагической памяти 1920 года.
Что касается дня 20 июня, то эта дата отмечена особым символизмом. Когда 12 июня 1920 года грузинские войска захватили Цхинвал, в городе развернулась настоящая резня. Грузинские солдаты убивали на месте и без разбора всех осетин, которые еще оставались в городе. 13 молодых осетин, из которых один был еще совсем мальчик, каратели захватили живьем, чтобы устроить показательную церемонию казни для пущего устрашения населения. Казнь состоялась рано утром 20 июня 1920 года. В советское время эти тринадцать осетин полагалось называть коммунарами, однако убивали их не за политические взгляды, а за национальную принадлежность и в их лице символически расстреливали осетинский народ.
Расстрел этих 13 человек был символической казнью всего народа. И в день столетия трагедии, в их лице Южная Осетия преклонится перед памятью жертв геноцида. Вечером 19-го июня при заходе солнца будут приспущены национальные флаги. Утром состоится возложение цветов у мемориального обелиска, пройдут панихиды в церквях, к нации обратится Президент Республики. Затем будет общенациональная минута молчания, пройдут акции в память о жертвах геноцида против осетин. Пандемия короновируса, разумеется, определяет определенные ограничения на масштаб и характер мемориальных мероприятий, однако это не разовая акция. Осетины живут с памятью о геноциде уже сто лет и эта память будет сохраняться и впредь, ее будет чтить наш народ и спустя многие годы, будет добиваться признания геноцида как важнейшего проявления исторической справедливости.
— Сегодня мир необратимо признает геноцид евреев и армян, а память о геноциде осетин 1920 года живет только в наших сердцах. Что делается для широкого признания геноцида против осетин?
— Во времена СССР геноцид осетин был практически запретной темой. Это не удивительно, «пролетарские интернационалисты» издевательски включили Южную Осетию в состав Грузинской ССР. Идеологические принципы препятствовали правовой оценке событий 1920 года; полагалось давать им национально-нейтральную характеристику с опорой на понятийный аппарат исторического материализма и теории классовой борьбы.
Официальная позиция состояла в том, что народ Южной Осетии уничтожали меньшевики. Нет меньшевиков – не с кого спрашивать.
Однако грузинские власти, отправляя войска на расправу с Южной Осетией, боролись не против идеологических оппонентов. Речь шла об осетинах как этносе.
Правительство Грузии призывало во имя благоденствия грузинского народа не щадить осетин, не щадить «ядовитых змей с их детенышами, которые должны быть уничтожены». Давно пора отказаться от политических штампов прежних лет и называть вещи своими именами.
Тем не менее для всех, кто знаком с новой историей Кавказа, события геноцида против осетин хорошо известны. Посол Франции в Тбилиси Эрик Фурнье прямо обвинил Грузию в массовом истреблении осетин в 1920 году, вызвав очень нервозную реакцию в Грузии.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал совершенно недвусмысленное определение в отношении действий Грузии, прямо назвав их геноцидом. Депутаты нашего парламента активно взаимодействуют с комиссией в Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Многое о геноциде осетин стало известно благодаря Парламенту Республики Южная Осетия, благодаря выступлениям Международного общественного движения «Высший совет осетин», неоднократно выступавшего с заявлениями и декларациями о геноциде 1920 года. Огромное значение имеет сбор документов и научное изучение истории Геноцида осетин, прежде всего работы Р.С. Бзарова, К.П. Пухаева, В.Д. Дзидзоева и многих других исследователей. В текущем году планируется опубликовать и переиздать целый ряд работ, включая фундаментальный труд К.П. Пухаева об истории геноцида.
— На Ваш взгляд, в будущем будет ли расширяться список стран, признавших геноцид осетинского народа?
— Это не быстрый процесс. Формирование и публичная декларация официальной позиции в отношении фактов каждого геноцида для многих стран остается очень сложным вопросом, подход к которому определяется не только знанием конкретных событий, фактов и обстоятельств, но и сложным сочетанием внутри- и внешнеполитических интересов стран, их принадлежностью к тем или иным альянсам, многими другими факторами.
Практически всеобщее признание получили только еврейский Холокост и геноцид народа тутси в Руанде. Множество прямых случае геноцида в самых разных точках планеты остается если не запретной, то малоосвещаемой темой, которую не допускают в международную повестку. Немаловажно, что точки зрения Запада человеческая жизнь имеет значение только если это жизнь человека из Северной Америки или Западной Европы, как это показывают и совсем недавние события в той части света. Из-за гибели одного человека от действия полиции там могут происходить массовые акции протеста, ставящие на колени целые государства. В то же время убийство же сотен тысяч людей в Африке или Азии там мало кого заботит.
Даже огромная по количеству жертв трагедия армян в Османской империи оценивается как геноцид далеко не всеми странами. На признание массового убийства армян в качестве геноцида потребовалось много времени, упорства, большие усилия и ресурсы армянской диаспоры и государства. За сто лет на официальном уровне армянский геноцид признали около четырех десятков стран. Однако времена меняются, многие вещи, которые сегодня воспринимаются как совершенно очевидные, прежде казались невозможными.
Принципиально важным является то обстоятельство, что Южная Осетия стала суверенным государством, укрепляются международные позиции Республики, что позволяет задействовать максимум ресурсов для информационной работы в зарубежье. Все больше людей в мире узнает о событиях осетинского Геноцида, которые столько лет старались стереть из памяти. С течением времени признание будет все более широким.
Для осетин признание геноцида – это, прежде всего, вопрос восстановления исторической справедливости. Но в то же время — это способ привлечь внимание международного сообщества к проблеме и не допустить новых актов агрессии Грузии против Южной Осетии.
Ведь совершенно очевидно, что и политика грузинский властей на протяжении советского периода, которая была по сути тихим этноцидом, и действия Грузии в 1989-1992, в 2004, в 2008 годах – это прямое продолжение геноцида 1920 года, ставшее возможным прежде всего по той причине, что никто не был привлечен к международно-правовой ответственности за геноцид против осетин в 1920 году.
Срока давности для этих преступлений против человечества и цивилизации у этих преступлений нет. И ни один осетин не должен забывать о событиях геноцида 1920 года, чтобы кому-то не пришло в голову вновь прийти с оружием на землю Южной Осетии.
Подготовила Алина Бестаева
↑ Наверх