Карсский договор о дружбе и границе между Турцией, Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР был заключен при участии РСФСР в октябре 1921 года.

Он стал результатом заключенного ранее российско-турецкого Московского договора от 16 марта того же года. Вступил же он в силу через год, 11 сентября 1922 года, определив современные границы Турции, Азербайджана, Армении и Грузии. Новая граница отличалась от предыдущих, установленных Батумским (1918) и Александропольским (1920) договорами: Армении возвращалась часть территории, но Карс, Ардаган и гора Арарат остались в Турции, Азербайджану отходил Нахичевано, Грузии – северная часть Батумской области… Стоит ли говорить, что Армения до сих пор считает Карсский договор «позорным» и является самой заинтересованной страной в его денонсации, поскольку Турция будет обязана вернуть 30% территории, а Азербайджан – Нахичевань. Грузии же в этом случае придется отдать Турции Аджарию уже официально. Таковы были реалии того времени (молодая советская Россия рассматривала Турцию как союзника) и возможные отголоски дня сегодняшнего. Стоит ли говорить, что вопрос денонсации договора давно уже будоражит умы политиков современности. Поэтому, в связи с приближающимся столетием Карсского соглашения все больший интерес вызывают разговоры о возможном истечении срока его действия и, соответственно, глобального пересмотра границ на всем Южном Кавказе. По тексту договора ничего подобного не предусмотрено, но по словам ряда аналитиков, в данном случае важен факт его четвертого по счету 25-летия.

Возможно ли подобное вообще? На сегодняшний день вряд ли. Что также отмечается. Но многое будет зависеть от геополитический ситуации, которая в Закавказье стремительно меняется, и новый «карабахский передел» тому подтверждение. Поэтому, каковы будут реалии к октябрю месяцу с точностью никто не скажет и кардинальные перемены в принципе возможны.

Надо сказать, что первый раз вопрос о возможной денонсации договора встал после Второй мировой, в 1945-1946 годах. Запад на тот момент всячески препятствовал еще большему усилению Советского Союза по итогам войны, а Англии наоборот нужен был повод для объявления войны СССР. Но страна на тот момент была, как известно, уже серьезно измотана и после определенных колебаний, Сталин все-таки не стал пересматривать соглашение. Следующие 25 лет с соглашения пришлись на 1970-е годы, но в это время советско-турецкие отношения были на подъеме, поэтому о денонсации не было и речи, и пролонгация соглашения прошла автоматически. Предпоследний этап попал на распад СССР, и об этой годовщине попросту никто и не вспомнил.

Понятно, что Турцию данный договор вполне устраивает – Анкара сохраняет полученные земли, ну а Батуми де факто уже и так давно турецкий. К тому же сориться с Россией Турции, несмотря на периодическое проявление своей задиристости, просто не с руки. В Анкаре прекрасно помнят, что за последние 300 лет турки воевали с Москвой 30 раз и всегда побеждала Россия.

Кстати, в последние годы вскрываются интересные факты, которые официального подтверждения пока не получили, но при этом у экспертов сомнения не вызывают. Речь идет о войне августа 2008 года. В те дни Реджеп Эрдоган (нынешний президент, а тогда премьер-министр Турции) и члены Меджлиса (турецкие парламентарии) срочно прилетели в Москву, чтобы договориться с Путиным о разделе Грузии между Россией и Турцией. Для этого Россия должна была просто отказаться быть гарантом Грузии по Карсскому договору. В этом случае Аджария возвращалась в сюзеренитет Турции, турецкие войска вступали в Батуми, а Россия, по замыслу турков, получала все остальные территории. Кстати, 3 марта 2009 года тогдашний министр МВД Грузии Вано Мерабишвили подспудно подтвердил данный факт: «Турция была готова во время российско-грузинской войны ввести в Аджарию свои вооруженные силы, если грузинские власти не смогли бы обеспечить безопасность региона», – отметил он в интервью грузинскому информагентству. Однако Турция не ввела свои войска в Аджарию не потому, что тогдашние грузинские власти «обеспечили безопасность Аджарии», а потому, что Россия была против. А вот почему многие и сейчас не могут понять, ведь сегодня геополитика в регионе была бы совершенно другой, Россия еще десять лет назад имела бы прямое сообщение с Арменией и последней войны за Карабах скорее всего попросту бы уже не случилось… Стоит ли говорить, что от раздела Грузии и наша Республика, также как Азербайджан и Армения, получила бы от этого свои территориальные преференции, поскольку Алании были бы возвращены земли ее восточной части (Тырсыгом, Коб, Кудыком)… Понятно, что история не терпит сослагательного наклонения, но все еще может в одночасье поменяться, тем более что враждебность официального Тбилиси по отношению к России идет только по нарастающей и Москве попросту один раз может надоесть сдерживать Турцию и выступать гарантом безопасности Грузии, что прописано Карсским договором.

Впрочем, Турции на данный момент одного Батуми будет уже мало. Анкара за последние десятилетия и так уже превратила Аджарскую автономию фактически в протурецкую республику, здесь доминирует турецкий бизнес, построено около ста мечетей, обучение в школах проходит по турецким учебникам… И Аджария в час «Х» может попросту попросить у Турции защиты от Грузии. По примеру, как Абхазия и Южная Осетия попросили помощи у России и как Анкара уже нечто подобное провернула с Северным Кипром, а еще ранее с сирийской провинцией Александрет.

Так чего ждать на столетие Карсского договора? Вряд ли желаемый многими сторонами пересмотр границ на Южном Кавказе будет вытекать из юбилейной даты. Но вопрос этот однозначно присутствует. И в переделе той же Грузии заинтересована в частности Южная Осетия, поскольку имея такого неуравновешенного и жаждущего крови соседа, всегда будет опасность возобновления боевых действий…

А. Гобозов

Источник: газета «Республика»

Наверх