Мы часто говорим о том, что Южная Осетия богата полезными ископаемыми. Однако обычно это подается как само собой разумеющееся, без указания конкретных фактов и цифр. А ведь сказать есть о чем. И моменты здесь есть очень интересные.

Наличие рудных ресурсов в Южной Осетии с давних пор привлекало внимание путешественников и геологов. Считается, что первое специальное исследование рудных ископаемых региона было проведено в 1910 году академиком Ф.Левинсон-Лессингом. Однако системное исследование недр региона началось только в 20-х гг. XX века, с приходом советской власти. Благодаря интенсивным поисково-разведочным работам здесь были исследованы многочисленные месторождения топливных, металлических и нерудных ископаемых, а также минеральные источники.

Летом 1924 года в Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО) работала комплексная экспедиция Закавказской научной ассоциации, труды которой были позже изданы в сборнике под названием «Юго-Осетия». В сфере научных исследований ученых были этнография, археология, природные ресурсы Южной Осетии.

Для эксплуатации горных ископаемых в 1929 году был создан «Трест нерудных ископаемых «Хуссар Ирыстон». Была произведена первая добыча мрамора, талька и туфа. В автономную область получила приглашение экспедиция во главе с А.Флоренским. Власти ЮОАО обратились с просьбой в «Гортоп СССР» произвести в регионе нефтеразведку на имеющихся выходах нефти в 18 местах.

А 8 июля 1929 года в Южную Осетию прибывает большая научная экспедиция в составе 24 человек. В их задачу входило не только исследование природных ресурсов Южной Осетии, но и работы на прокладываемой через Кавказский хребет железной дороги.

И итоге, как определили многолетние исследования, наиболее богатыми недра юга Осетии оказались в Дзауском районе и особенно в Кударском ущелье. Но и другие регионы Республики также имеют свою «таблицу Менделеева». В числе разведанных полезных ископаемых месторождения андезита, асбеста, асфальта, барита, гипса, огнеупорных глин, доломита, железа, кадмия, каолина, камней строительных, камней точильных и жерновых, камней цветных и поделочных, кварцита, кровельного сланца, литографского камня, марганца, меди, мела, мрамора, минеральной краски (охра), мышьяка, мергеля, нефти, никеля, озокерита, пирита, пегматитовых жил, платината, пирофилита, редких минералов (золото, кварц, осуропирит, молибден, висмут, тагур, ванадий), редких элементов (кастерита SnO2), серпентина, соляных источников, свинца и цинка, талька, теменита, угля, хромита.

В Южной Осетии проявления марганцевой руды были обнаружены у селения Часавал и Надарваз Кваисинской зоны Кударского ущелья. Известны также месторождения меди и свинцово-цинковой руды в Раро. Этот рудный район охватывает села Цагат, Раро, Мугут, Сохта, Дыргджин и Кемулта.Возможность добычи ртути представлена Эрцойским, Кемултинским и Замтаретским месторождениями. Залежи мышьяка наблюдаются у селений Ацрысхеу, Хампалгом, Чеселт и Сохта.

Наиболее богато на проявление рудных ископаемых, как было отмечено выше, Кударское ущелье. Это, прежде всего Кваисинская зона.Квайсинское месторождение свинца и цинка является наиболее важным в Юго-Осетии. В нем выделяются, так называемые Верхнеквайсинско-Надарвазская и Нижнеквайсинская рудные зоны. Первое детальноеисследование месторождений было произведено в 1928-1930 гг. геологами Даниловым, Барышевым, Абрамовым. Эксплуатация рудоносных пластов началась с 1949 года. Свинцово-цинковые руды имеются и в месторождении у селения Дзагина Знаурского района. Кроме того, в Кударском ущелье существует четыре месторождения барита.

На базе месторождения гипса у селения Кемулта возможно организовать производство формовочного и медицинского гипса, гипсоизвестковой смеси для штукатурок. Проявления никелевого оруднения имеются у селения Цнелис Знаурского района. Имеются и залежи редких металлов. В том числе и золота, запасы которого были обнаружены инженерами Е.Устиновым и П.Барсановым. Например, согласно закрытой информации кваисинское рудоуправление помимо цинка и барита сдавало государству и золото. Есть в горной зоне Южной Осетии и проявление такого ценного металла как платина. По понятным причинам мы не указываем районы проявления золотых и платиновых жил, чтобы оградить население рядом расположенных сел от нашествия доморощенных старателей.

В пору моей юности мы с товарищами решили заняться промывкой золотоносного песка в одной из горных речек. При этом мы совместили наблюдения, почерпнутые из американских фильмов о золотой лихорадке и народными традициями. Брали несколько овечьих шкур, раскладывали их в воде и выше по течению лопатами взбаламучивали речной песок. При этом мутный поток с взвесями проходил через овчину. После этого мы раскладывали шкуры на солнце, сушили шерсть и ссыпали на поднос застрявшие в шерстинках песчинки. Нередко среди них были и золотые кристаллы. Работа эта была трудоемкой, а результат не такой впечатлительный, как бы нам хотелось, Одним словом, овчинка выделки не стоила.

Важное значение имеет наличие в Южной Осетии и глины для производства кирпича и черепицы. Так, у Цхинвала расположено месторождение кирпичной глины объемом 193 тысяч кубометров. Такие же месторождения имеются у села Фасраг (Кударское ущелье), селение Шушита (Дзауское ущелье), в Знаурском районе у селений Паткинет, Бекмар, Шиндара, в Ленингорском районе у сел Заккор, Икот, Орчосан, Цир и Циркол, в Цхинвальском районе у селений Рустау, Еред и Курта. Некоторые из этих месторождений разрабатывались, обеспечивая сырьем местные кирпичные заводы. Югоосетинский кирпич, хотя и имел грубоватый вид, тем не менее, славился своей прочностью.

В Южной Осетии имеются и большие ресурсы строительного камня. Запасы этого материала для строительства имеются в окрестностях Цхинвала, у селений Ванат, Еред, Прис, Вахтана. Особенно большие объемы строительного камня, добываемого из андезитовой лавы, сосредоточены у селения Додот Цхинвальского района. Этот строительный материал пользовался большим спросом и был известен под названием «додотский камень».

В строительстве широко применяется и туф. Так, на Кавказе широко известны туфы из Армении, из них наиболее ценный из Артикского карьера. Но свой туф имеется и в Южной Осетии, наиболее известные месторождения этого строительного материала находятся у селения Прис и Еред. Разведанные запасы этого материла геологом Ф.Флоренским оцениваются в 1 млн. кубометров. Туф поддается обработке даже топором, легко распиливается, причем плоскости распила получаются гладкими, благодаря мелкозернистой структуре и большей частью отсутствию твердых включений. Он пригоден для изготовления архитектурных деталей и применим для кладки фасадных стен без последующей штукатурки. В Цхинвале именно из туфа выложены многие фасады городских зданий.Бо-льшое практическое значение имеет также Кобетское месторождение туфа, камень из которого широко использовался в строительстве зданий в Квайса.

В перечне строительного материала в Южной Осетии и кровельные сланцы. Сланец в Европе широко применяется сегодня для покрытия крыш коттеджей. Месторождения этого материала находятся близ села Часавал Кударского ущелья и у селения Цгойты-кау Ленингорского района.

Что касается мрамора, то его месторождения располагаются у селения Цнелис и в Лопанском ущелье Знаурского района, а также в пойме реки Ксан Ленингорского района. Мрамор разных цветов и оттенков: от серого с прожилками до розового. Есть также залежи талька, серпентина и др. При этом запасы талька оцениваются в 2 млн. 154 тыс. тонн.

Большие залежи в Республике и кварцевого песка, об этом указано в отчете геологоразведки инженера А.Дзасохова (1934г.): «На северо-восток от Цхинвала на расстоянии трех километров на берегу реки М.Лиахва обнаружены запасы кварцевого песка. Запасы огромны, так как мощный слой его тянется километров 6-7. Песок чистый, стекловидный».

Ну и еще один интересный факт природных богатств Южной Осетии. В ноябре 1946 года из первой разведочной скважины, установленной геологоразведчиками у селения Гром Цхинвальского района, пошел фонтан нефти. Еще одно нефтяное поле было обнаружено в 60-х годах у селения Ерцо Дзауского района. Нефтеносные проявления были обнаружены у селений Садзегур и ХарбалЛенингорского района, в местности Сырх-Лабырдта и у села Теделет в Кударском ущелье. Так, в районе селения Теделет еще в старину были известны колодцы, из которых население собирало вытекающую вместе с водой нефть, пользуясь ею для смазки колес и осей повозок. В XIX веке это навело одного частного предпринимателя на мысль поискать нефть на несколько большей глубине. В результате этого показалась нефть, которую черпали кожаными бурдюками, получая в день до полутоны сырой нефти хорошего качества. Был установлен небольшой куб для перегонки и получаемый керосин охотно раскупался жителями окрестных сел.

Среди залежей месторождений Южной Осетии встречается и уголь, который геологи обнаружили у селений Теделет, Рустау и Цон. Общие разведанные запасы угля в Южной Осетии составляют 795500 тонн.

…Как видим, Южная Осетия богата на природные ископаемые. Но не надо забывать, что их добыча всегда связана со значительным ущербом для окружающей среды: вскрываются огромные земельные площади, загрязняются реки и почва. В 70-х годах в прокат вышел художественный фильм «Большая зеленая долина», снятый на натуре селения Цон. Здесь один из героев фильма, убеленный сединами старик, проходя по полю, где были лужицы нефти, старательно засыпал их землей: «Не дай Бог, люди узнают о нефти, приедут сюда и погибнет наша земля от того, что раскопают всю округу».

Может быть, прав был этот умудренный годами киногерой, ведь наша природа – это главное наше богатство. И надо еще взвесить, что важнее, руда и нефть, которые еще не известно, кто и как использует, или наши чистые реки и леса, которые мы должны оставить нашим потомкам.

Марат Багаев

Наверх