Знаменитый музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского, овеянный легендами, скандалами, великими именами и навсегда — чудом ослепительной победы американца Вана Клиберна, прорвавшей в далеком 1958 году глухой «железный занавес», откроется сегодня в Большом зале консерватории. По традиции в этот вечер прозвучит Первый фортепианный концерт Чайковского (II и III части исполнит обладатель Гран-при предыдущего конкурса Даниил Трифонов). В программе — выступление Ольги Бородиной, БСО им. П.И. Чайковского (под управлением Владимира Федосеева) и впервые — детей, лауреатов международных конкурсов. В новом качестве появятся на сцене и знаменитые музыканты Валерий Гергиев и Денис Мацуев — ведущие церемонии. Маэстро пообещал, что длинных речей не будет. Обновления, начавшиеся на предыдущем конкурсе (смена дизайна, концертные ангажементы для лауреатов, веб-трансляции, разделение конкурса на Москву и Петербург, новый тур с камерным оркестром), продолжатся и на этот раз. О том, что стоит ждать на XV конкурсе Чайковского, рассказал сопредседатель оргкомитета конкурса Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев: Мы ставили перед собой задачу сделать все возможное, чтобы не проморгать на отборах ярких и одаренных людей. Предварительные прослушивания мы решили делать потому, что только живое исполнение дает яркое впечатление о музыканте. Важно также, что все они играют в одинаковых акустических условиях и на одном и том же инструменте. По результатам отбора в номинации «фортепиано» уже ясно: уровень конкурса будет очень высоким. Для жюри мы определили такой регламент: голосование по системе «да-нет». Претенденты, которые получают хотя бы два голоса из четырех, проходят в первый тур. У пианистов состав участников оказался настолько сильным, что вместо 30 в первый тур прошли 36 конкурсантов.
Валерий Гергиев и Денис Мацуев — ведущие церемонии. Маэстро пообещал, что длинных речей не будет
Из них — 22 пианиста из России. Некоторые решили участвовать в конкурсе во второй и даже в третий раз. Но уже известно, что фаворит публики прошлого конкурса Александр Лубянцев на первый тур не прошел.
Валерий Гергиев: Да, Лубянцев не прошел. Я уверен, что он играл хорошо, но на этом конкурсе очень сильный уровень участников и молодые музыканты нацелены на энергичный показ своих возможностей. Может быть, Лубянцеву немножко этой энергии не хватило.
В этом году вы сами обыгрывали некоторых музыкантов, претендовавших на участие в конкурсе. Выступали с ними и в рамках Пасхального фестиваля.
Валерий Гергиев: Я специально никого не обыгрывал. Мы хотим создать для конкурсантов удобные творческие условия для реализации их возможностей. Мне еще года два назад сказали, что есть интересный молодой музыкант по фамилии Харитонов, и я пригласил его выступить. Теперь он прошел в первый тур, но не потому, что я его обыгрывал. Он просто хотел участвовать, и, слава богу, что прошел. Будем следить за его развитием. В этом смысле кто-то из конкурсантов обыгрывается в Корее, кто-то — в Америке, кто-то — в Европе, в России. Но конкурс перед всеми ставит равные барьеры, и все должны будут их преодолевать.
Главным достижением прошлого конкурса стали концертные ангажементы, которые предоставили лауреатам. Причем конкурс тогда впервые сформулировал конкретную цель — найти артистов для концертной сцены. Каковы итоги?
Валерий Гергиев: Практически все финалисты прошлого конкурса выступали со мной не только в Санкт-Петербурге, в Москве, в России, но и далеко за пределами нашей страны. То же самое мы планируем и после этого конкурса. Естественно, что обладатель Гран-при получит больше возможностей, чем другие победители. Но это не означает, что к ним интереса не будет. Всем нашим победителям мы гарантируем выступления, которые будут интересны и по своей широкой географии, и по престижности площадок, и по качеству оркестров.
Как оцениваете сегодня опыт выступлений с обладателем Гран-при Даниилом Трифоновым, которого вы провезли по лучшим концертным залам мира?
Валерий Гергиев: Трифонов получил практически все, что может принести конкурс победителю. Но суть в том, что он проявил себя не только как обладатель Гран-при конкурса Чайковского, но и как музыкант, который сразу стал интересен публике разных стран. Первые же его выступления вызвали живую реакцию, и с ним появлялось желание работать и дальше не только у меня, но и у оркестров. А он выступал и с Мариинским, и с Лондонским, и с Венским филармоническим оркестрами. Это настоящая всемирная история, которая, слава богу, сложилась великолепно.
А вы считаете, что такие «конвейерные» нагрузки, какие были у Трифонова, это норма для музыканта?
Валерий Гергиев: Как раз я считаю, что молодых музыкантов надо оберегать, в том числе от чрезмерно прытких менеджеров. Естественно, у Трифонова при таком большом успехе были разные приглашения, и это потенциально рискованная ситуация. Думаю, и сейчас он полностью не ушел от риска, но, безусловно, стал принимать больше решений сам, чем это было год или два назад. Я, со своей стороны, буду стараться влиять на него, потому что в высшей степени ценю его дарование: чтобы он больше выступал в России, внимательно продумывал график, рассчитывал свои силы и репертуар, не так много летал. Это все риски. То, что касается нового конкурса, который нам предстоит, то предварительный отбор пианистов показал, что открытия будут и сейчас.
Две трети участников при этом представляют российскую фортепианную школу. Учитывая политическую обстановку в мире и в России, ситуация нынешнего конкурса, в сравнении с 2011 годом, изменилась?
Валерий Гергиев: Мы никого силком не затаскиваем на конкурс. Репутация его в мире, надеюсь, остается не только высокой, но даже выросла за эти четыре года, когда победители прошлого конкурса успешно шли по многим концертным и фестивальным площадкам во всем мире. А то, что касается стран, то в первый тур у пианистов прошли представители и Европы, и Азии, и Америки.
Я очень надеюсь, что мы на конкурсе придем к творческому и человеческому знакомству с целой плеядой молодых дарований. И надеюсь, что это будет нашим открытием не на час, а на годы вперед
На конкурсе появился новый менеджер, немец Петер Гроте. Эта фигура была важна для организации конкурса или для имиджа в международном музыкальном сообществе?
Валерий Гергиев: Репутация конкурса зависит от работы каждого из нас. Петер Гроте — артистический менеджер XV конкурса, и его работа очень тесно связана с работой оргкомитета в целом. У нас большая команда профессионалов, отвечающих и за транспортировку, и за соблюдение графиков, за связь с членами жюри, оркестрами, коллективами, за помещения, которые предоставляются. Это большая работа, и мы делаем ее сообща. Огромную работу провела Ольга Юрьевна Голодец: многочисленные совещания, которые она регулярно проводила в своем кабинете, помогли нам решить очень многие вопросы.
Технологический прорыв прошлого конкурса — высококачественные интернет-трансляции, которые получили большой резонанс в мире. Теперь интернет-трансляции будет вести французский канал «Медичи». Как сделан этот выбор?
Валерий Гергиев: Прошлый опыт во многом был замечательный. Но «Медичи» — профессионалы, давно зарекомендовавшие себя в Европе и теперь уже в Америке. Полгода назад они снимали выступления Мариинского оркестра в Карнеги-холл. Мы работаем с ними и в Вербье, и в Анси. У них большой опыт, но и у нас он тоже есть. В Мариинском театре своя система вещания в интернет-пространстве. И наши специалисты давно работают и с «Медичи», и теперь с оргкомитетом конкурса Чайковского.
Самая сложная, дискуссионная часть каждого конкурса Чайковского — судейство жюри. Прошлый конкурс не был исключением, вызвав некоторыми решениями жюри бурные протестные реакции в зале. В этот раз голосование решено сделать открытым, а члены жюри должны будут комментировать свои позиции участникам конкурса. Как рискнули пойти на это?
Валерий Гергиев: Мы давно обсуждали тему открытой системы голосования, хотя и не всем членам жюри такое решение кажется удачным: фактически, это означает — открыть себя для потенциальной критики. Работа по оценке исполнения сама по себе напряженная, но потом известный артист, который участвует в жюри и выступает «за» или «против», будет еще и вспоминаться многими как источник проблемы, что кто-то из конкурсантов не прошел на другой тур. Конечно, открытое голосование практикуют не все международные конкурсы, но мы решили рискнуть. Наверное, голосование будет непростым процессом, может, даже будет вызывать горячие споры или критику. Но мы решили провести конкурс именно так по результатам многих заседаний оргкомитета, в которых участвовали и члены жюри.
Валерий Гергиев: Конечно. Мы проводили встречи с коллегами в Нью-Йорке, большую пресс-конференцию в Лондоне. Думаю, что наши французские, немецкие, итальянские журналисты следят за тем, что происходит, и у нас не будет недостатка внимания со стороны западных СМИ. Но пока конкурс только начинается, и о первой реакции на события мы будем знать через несколько дней.
XV конкурс проводится в год 175-летия Петра Ильича Чайковского. Планируются ли какие-то акции внутри конкурса, связанные с этим событием?
Валерий Гергиев: Думаю, что в ближайшие две-три недели много будет сказано о музыке, личности и жизни Петра Ильича Чайковского и, конечно, об истории конкурса Чайковского. Совсем недавно я побывал в Клину: в день рождения Чайковского мы с Денисом Мацуевым сыграли два концерта — В Москве в зале Чайковского и в Клину. Эти концерты доставили мне огромное эмоциональное, если хотите, душевное наслаждение. Я был очень взволнован: впервые в жизни я побывал в Клину. Конечно, это должно было бы произойти лет 20-30 тому назад, но вот так получилось, признаюсь. Так же я не был и в Воткинске, где Чайковский родился. Я побывал там в апреле. Мы провели несколько часов в доме Чайковского, выступили в заново отреставрированном фестивальном дворце, прошли по улицам, видели замечательный собор, подошли к памятнику Чайковскому. Все эти эмоции, впечатления вызывают желание вернуться туда и сделать что-то более масштабное, чем один концерт.
Что вы ждете от предстоящего конкурса: нового артиста с Гран-при?
Валерий Гергиев: Я очень надеюсь, что мы на конкурсе придем к творческому и человеческому знакомству с целой плеядой молодых дарований. И надеюсь, что это будет нашим открытием не на час, а на годы вперед. Для меня лично — эта эмоция особенная, потому что когда-то, в 1988 году, я, еще сам тогда молодой дирижер, показал лондонской публике совсем юных Женю Кисина и Вадима Репина. С тех пор прошло почти тридцать лет, а ощущение того чуда не проходит у меня до сих пор. Поэтому я нахожу для себя необходимым, интересным, увлекательным — открывать новые молодые таланты. И это относится не только к пианистам или скрипачам, но и к певцам, к артистам балета, к ярким молодым художникам, режиссерам, хореографам, ко всем фантастически одаренным молодым людям. А для этого конкурс Чайковского и существует.
Ирина Муравьева, Российская газета.
↑ Наверх