В издательстве РОССПЭН (Москва) вышло второе издание фундаментального труда известного ученого, доктора социологических наук, профессора СОГУ Хасана Владимировича Дзуцева «Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ». Работа получила высокую оценку профессионалов в данной области.

В книге автора впервые в отечественной социологии предпринята попытка рассмотрения эволюции осетинской семьи и межсемейных отношений как модели северокавказских региональных тенденций. Особенности этого развития раскрываются в широком историческом диапазоне и выявляются у значительной группы соседствующих на Северном Кавказе народов.

По-видимому, еще не настало то время, когда этнологи, этносоциологи и представители других смежных наук и субдисциплин окажутся в состоянии в полном объеме и с достаточной детальной проработкой охарактеризовать этническую эволюцию народов Северного Кавказа за минувшие полтора-два столетия. Такое исследование содержало бы множество лакун: в одних случаях этнологических, в других – причем намного чаще – этносоциологических.

Сегодняшнее состояние изученности круга проблем, касающихся этнической эволюции народов Северного Кавказа, диктует необходимость следовать другим, более приемлемым путем: комплексного исследования одного субрегиона или народа, которое сопровождалось бы доступными аналогиями или противопоставлениями. Такой опыт и представлен в данном издании.

В книге анализируется целостная система семейно-бытовых отношений в осетинском этносе: выявлены структура современной осетинской семьи и ее компоненты, динамические тенденции и их развитие, уровни и степень взаимодействия существенных характеристик системы.

Особенности развития этой системы рассматриваются в широком историческом диапазоне и обнаруживаются у значительной группы соседствующих на Северном Кавказе народов. Специфические проявления эволюции семьи и всей совокупности присущих ей межсемейных отношений анализируются как на этнологических материалах, так и на количественных показателях.

Северная Осетия, расположенная в географическом центре Северного Кавказа и ставшая регионом исследования, представляет собой превосходную модель для выявления и изучения региональных тенденций эволюции семьи и межсемейных отношений, характерных для всего Северного Кавказа. Как и подавляющее большинство соседних народов, осетины автохтонны и самобытны, хотя, подобно всем остальным, в достаточной мере испытали те или другие сторонние влияния.

Этнологический материал затрагивает гораздо более глубокие историко-социальные пласты, чем собственно этносоциологический, хотя и этот последний собирался в Осетии на протяжении почти сотни лет. Разумеется, речь в данном случае идет не только о современных этносоциологических методах, но и о значительном статистическом материале.

Эмпирической базой являются результаты многократных этносоциологических исследований, проведенных под руководством автора в Северной Осетии в 1970–1990-х гг. Общее число респондентов составило более 5000 человек.

Объектом исследования являются процессы, связанные с изменениями осетинской семьи и межсемейных отношений. Предметом исследования стали характер и динамика различных сторон образа жизни осетинского народа в семейно-бытовой сфере, эволюция социальных функций связанных с ней обрядов и оценка их современным осетинским населением республики.

Материал, который использовал автор, весьма неоднозначный, подчас противоречивый, наглядно демонстрирует, как сложно происходила оптимизация социально-культурных и этнокультурных процессов у осетин.

Но существуют обстоятельства и другого порядка, заметно отличающие осетинский народ от его соседей: большинство осетин – христиане, и в их религиозных верованиях и культах, а стало быть, и всех связанных с религией компонентах культуры, сохранилось намного больше домонотеистических явлений.

Другие особенности осетинской культуры кроются в менталитете народа. Не без связи с христианским вероисповеданием и более тесными контактами с Россией в Осетии раньше, чем где-либо на Северном Кавказе, возникла своя интеллигенция – учителя, врачи, писатели, публицисты и т.п., – оказавшая колоссальное влияние на развитие городской осетинской культуры.

В то же время в горных ущельях Осетии дольше, чем, например, у адыгов, удерживались архаичные черты как в материальной, так и в соционормативной и духовной культуре. Это резкое несовпадение темпов развития различных пластов осетинского общества отмечалось уже современниками, однако нивелирование «современности» и «архаики» шло достаточно трудно.

Тем не менее «нестандартность» культуры осетин не следует преувеличивать. Сходные процессы происходили и у других народов Северного Кавказа, а в Дагестане роль христианской интеллигенции вполне замещалась ролью интеллигенции мусульманской. Именно поэтому мы полагаем, что эволюция осетинской семьи и межсемейных связей, во многом определяемая эволюцией как общественных структур, так и культурных феноменов, может рассматриваться как модель общих северокавказских региональных тенденций.

Действительно на протяжении последних десятилетий в Северной Осетии явственно наблюдается тенденция к деградации многих показателей этнической самобытности осетин (язык, культурные традиции, самосознание и т.п.), что диктует необходимость принятия на государственном уровне определенных практических мер с целью предотвращения такого хода событий.

В то же время очевидно, что при осуществлении подобных шагов опасен и чрезмерный радикализм, способный привести к нежелательным социально-политическим последствиям.

Перечисленные выше факторы, играющие свою деструктивную роль в функционировании не только осетинского, но и других этносов Северного Кавказа, предопределили заметно возросшее в последнее время внимание к семье, к ее этническим особенностям, месту в системе общественных отношений, ее социальным функциям. Известно, что с ориентацией внутри семьи связана рождаемость, а следовательно – воспроизводство населения.

Этносоциология, анализируя тенденции и изменения численности и состава семьи, ориентации на рождаемость в семьях различных этнических групп и факторов, определяющих эти ориентации в период становления рыночных отношений, может оказать существенную помощь в разработке научных основ управления социально-демографическими процессами, в определении приоритетов при выборе оптимальных программ их развития.

Подводя итог, отметим, что монография Х.В. Дзуцева является чрезвычайно ценным научным трудом, представляющим своевременный и глубокий анализ важных аспектов современной культуры и быта народов Северного Кавказа.

Вилен Иванов, советник, член-корреспондент РАН, гл. редактор журнала «Наука, культура, общество»

Наверх