Россия не может участвовать в расследовании гаагским уголовным судом военных преступлений, совершенных в ходе грузино-югоосетинского конфликта 2008 года, поскольку не ратифицировала Римский статут, которым регулируется деятельность суда, сообщили в пресс-службе Минюста РФ.

«По состоянию на 1 февраля 2016 года Римский статут Международного уголовного суда Российской Федерацией не ратифицирован и не вступил в силу (для России — ИФ)», — говорится в сообщении пресс-службы, поступившем на запрос «Интерфакса».

Юрисдикция Международного уголовного суда (МУС) определена Римским статутом от 17 июля 1998 года, который вступил в силу с 1 июля 2002 года. МУС рассматривает дела о самых серьезных преступлениях, вызывающих озабоченность всего международного сообщества: проявления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и другие.

Россия подписала Римский статут в 2000 году, но не ратифицировала его.

27 января МУС объявил, что разрешил прокуратуре начать расследование преступлений, которые могли быть совершены во время этого конфликта в Южной Осетии и близ нее с 1 июля по 10 октября 2008 года. В суде пришли к выводу, что есть «разумные основания предположить, что в ситуации, связанной с Грузией, были совершены преступления, подпадающие под юрисдикцию МУС».

«Речь идет о возможных преступлениях против человечности, в частности об убийствах, принудительном переселении жителей и их преследовании, а также о таких военных преступлениях, как нападения на гражданских лиц, преднамеренные убийства, преднамеренные атаки на миротворцев, уничтожение частной собственности и грабежи, совершенные, предположительно, в ходе международного вооруженного конфликта с 1 июля по 10 октября 2008 года», — говорилось в документе.

Грузинские войска в ночь на 8 августа 2008 года сначала обстреляли Цхинвал из систем залпового огня «Град», а затем попытались захватить город. При этом была разрушена значительная часть столицы Южной Осетии. 8 августа 2008 года в рамках защиты жителей Южной Осетии, большинство из которых граждане РФ, Россия ввела в республику войска и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона.

Главное следственное управление Следственного комитета РФ расследовало уголовное дело по фактам геноцида и массовых убийств граждан РФ на территории Южной Осетии, а также российских миротворцев с применением запрещенных средств и методов ведения войны и участием наемников.

На минувшей неделе глава СКР Александр Бастрыкин сообщил, что ведомство представило в МУС материалы этого уголовного дела, которые суд запросил у России в октябре прошлого года.

Между тем, 29 января официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что Россия в будущем может пересмотреть свое отношение к Международному уголовному суду, поскольку разочарована его решением начать расследование в отношении югоосетин и российских военнослужащих.

Захарова отметила, что РФ «передала МУС более 30 томов российского уголовного дела в подтверждение преступлений режима Саакашвили (Михаил Саакашвили, президент Грузии на тот момент — ИФ) в отношении югоосетинского населения и российских миротворцев».

Накануне прокурор Гаагского МУС Фату Бенсуда заявила, что в августе 2008 года на территории Южной Осетии происходили нападения на миротворцев с различных сторон конфликта. «У нас есть информация, что нападения на миротворцев совершены с обеих сторон… Мы намерены собрать информацию об этом», — сказала Бенсуда в интервью Первому телеканалу Грузии.

Она отметила, что пока не может сказать, состоится ли сотрудничество с властями Южной Осетии. «Мы получили разрешение на проведение следствия на всей территории Грузии. Как оценивает мой офис, в момент совершения возможных преступлений Южная Осетия была и остается частью Грузии, поэтому мы должны провести следствие на всей территории Грузии, в том числе в Южной Осетии», — сказала Бенсуда.

При этом, по ее словам, если югоосетинская или российская сторона откажутся от сотрудничества, «это не помешает следствию и не создаст проблем».

«Но я все же надеюсь, что де-факто власти помогут офису. На предварительном этапе следствия мы получили материалы как из Грузии, так и из России», — сказала Бенсуда.

 

Наверх