О состоянии геологической отрасли и природных богатствах Южной Осетии мы поговорили с заместителем председателя Комитета геологии, экологии и природопользованию Аланом Харебовым:

— Алан Иванович, мы любим гордиться нашими природными богатствами. У нас едва ли не вся таблица химических элементов Менделеева, разнообразие не рудных материалов, минеральных и родниковых вод… Какова степень изученности месторождений полезных ископаемых? Насколько ясна картина природных ресурсов РЮО?
— Почти весь фондовый материал по геологии Южной Осетии сгорел во время войны в 2008 г. Он был собран на основе проведенных в советские годы геологоразведочных работ. Впрочем, все эти данные хранятся в Москве в «Росгеолфонде», куда в свое время также отправлялись копии материалов.
Несколько лет назад российские коллеги передали нам значительную часть геологических отчетов по территории РЮО. В распоряжении Комитета геологии находится 38 паспортов месторождений полезных ископаемых, готовых к промышленному освоению. Паспорт — документ, содержащий полные сведения о месторождении, структурном положении рудного тела, запасах ископаемого. Указаны минеральный, химический состав и другие свойства.
Недра нашей республики на самом деле богаты полезными ископаемыми. Это не рудные материалы, полиметаллы, минеральные воды и т.д. Возможно, мы не знаем доподлинно обо всем, что у нас есть. На основе предоставленных материалов нельзя составить полную картину природных ресурсов Южной Осетии, однако они дают основу для дальнейшего исследования проявлений залежей ценных минералов, упомянутых в ходе геологоразведочных работ, но недостаточно изученных. По ним проводились только поисковые работы. Для полной ясности требуется доразведка месторождений.
— Какую работу в этом направлении проводите? Есть возможность организации полноценных геологоразведочных работ? 
— Еще в 2010 году Комитет геологии разработал программу мероприятий, предусматривавший поэтапное выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы РЮО. Ее одобрило правительство, финансирование предполагалось на сумму свыше 220 млн рублей, но деньги не были выделены и план остался на бумаге. Потом была разработана вторая, более детальная программа на период до 2030 г. Она состоит из многих пунктов, а стоимость ее реализации превышает 700 млн рублей.
В рамках ранее достигнутого Соглашения между правитель-ствами РЮО и РФ «О сотрудничестве в области геологического изучения и освоения недр» новую программу для Южной Осетии разработал Всероссийский институт минерального сырья (ВИМС) на основе данных «Росгеолфонда». Она находится на стадии утверждения в федеральном агентстве по недропользованию (Роснедры). В дальнейшем предполагается объединить две программы и включить в Инвестпрограмму со-действия социально-экономическому развитию РЮО. О сроках говорить преждевременно.
После сбора всех данных появится сайт в свободном доступе, где с целью привлечения инвестиций будет выставлена вся информация о природных ресурсах Юж-ной Осетии.
— Есть ли у нас специалисты для геологоразведочных работ, или придется приглашать специализированные организации извне в случае реализации программы?
— При Комитете имеется ГУП «Югосгеологоразведка». Сейчас предприятие простаивает, у него фактически нет работы. Печально обстоят дела и с материально-технической базой, ее как таковой нет.
В свое время в Южной Осетии были замечательные геологи. Еще пару десятков лет назад здесь работали такие высококлассные специалисты, как Умар Санакоев, Мурат Наниев, Мухар Маргиев, Атарбег Тедеев и др. Сейчас такого уровня кадров нам не хватает. Мы готовы принять молодых специалистов, обучать, но их нужно обеспечить практикой. Такая возможность появится, когда начнется реализация программы. Она даст импульс развитию отрасли, заработает и ГУП. Геологоразведочные работы будем проводить совместно с российскими коллегами, но есть надежда, что в процессе удастся вырастить новых высококвалифицированных геологов.
— Дарами природы наша республика пользуется не в полной мере. Какие полезные ископаемые на территории страны имеют перспективы с точки зрения промышленного потенциала, экспорта?
— Безусловно, это обилие минеральных и родниковых вод. Наши «Багиата» и «Дзау» в СССР пользовались популярностью. На основе ряда источников можно создавать водолечебницы, бальнеологические курорты. Имеется широкий выбор строительных не рудных материалов: мрамор, мраморизованный известняк, травертин, кварцевый песок, туф, каолин, андезит, глина, шамовая глина, гажа, гипс, много валунно-гравийно-песчаных месторождений. Широкое применение в разных отраслях промышленности находят серпентинит, жильный кварц. Представляют интерес свинец, цинк, медь, ртуть, марганец, никель, мышьяк, молибден, хром и другие химические элементы, содержащиеся в полиметаллических рудах. Можно выделить и барит, он весьма востребован. Но сегодня у нас разрабатываются только инертные материалы — песок, гравий, щебень и т.п.
К сожалению, большие месторождения мрамора, талька и серпентинита, в советское время располагавшиеся на территории Знаурского района, потеряны вследствие демаркации и делимитации госграницы.
— Насколько достоверны слухи о залежах золота в РЮО?
-Золото в Южной Осетии есть, но где конкретно находятся месторождения, сказать не могу. Сведений о запасах нет. В дореволюционные времена золото отсюда вывозили в зарубежные страны.
— А что скажете по поводу «черного золота», насколько изучены месторождения нефти на территории РЮО?
— Проявления нефти в нашей республике обнаружены во многих местах, в частности, в селах Теделет и Хвце в Дзауском районе, около с. Гром в Цхинвальском районе. В 1954-57 гг. громское месторождение даже разрабатывалось, но по неизвестным причинам его закрыли. Запасы не оценивались, поэтому какие-то конкретные выводы делать нет смысла. Мы пока не все геологические отчеты получили из «Росгеолфонда».
— В ряде сельских районов республики пересыхают родники, ощущается нехватка в питьевой воде. Негативную тенденцию связывают с погодным фактором — бесснежными зимами. В последние годы в республике стало выпадать меньше осадков. Что можно сделать для решения проблемы?
— Глобальное потепление влияет на запасы водных ресурсов. Пока у нас этого добра достаточно, но нужно искать новые источники для обеспечения сел водой. Как раз с этой целью в рамках сотрудничества с российскими коллегами предполагается разработка программы изучения водных запасов РЮО. Планируем использовать комплекс геофизических и буровых методов поиска подземных вод. Это позволит с высокой степенью точности находить на территории сел артезианские и грунтовые воды.
— Какую работу сейчас проводит Комитет в области геологии?
— Выдает лицензии на добычу полезных ископаемых, проводит экспертные работы совместно с МЧС, например, в местах схода оползней, дает рекомендации по выбору места строительства частного дома и т.п. Наши сотрудники совершает рейды и выявляют факты нарушений в сфере недропользования, оценивают ущерб. Проводится и другая работа.
— Добыча песчано-гравийной смеси в русле реки Лиахва наносит ущерб природе, тем более, как отмечалось, у нас многие организации этим занимаются без лицензии и проекта. Какие санкции применяются в отношении нарушителей и какие альтернативы Комитет может предложить по обеспечению республики инертными материалами?
— В республике около десятка недропользователей имели лицензии на разработку карьеров. В 2018 году в связи с несоблюдением лицензионных соглашений, касающихся отсутствия проектов по добыче, неуплаты налогов и отчислений, Комитет отозвал почти все лицензии. Право на пользование недрами сегодня имеют только госпредприятие «Дорэкспострой», занимающееся ремонтом городских и республиканских дорог, и одна частная фирма, у нее есть лицензия. Но некоторые другие организации осуществляют незаконную безлицензионную добычу. Это грозит непоправимыми последствиями. Отсутствие проектов и несоблюдение технологий способно привести к снижению уровня воды, нарушению речного баланса, губительно воздействует на рыбные ресурсы.
Комитет проводит рейды, составляет акты о правонарушениях и передает их в правоохранительные органы. Кстати, выявлять незаконные факты добычи ПГС нам помогает и егерская служба.
С целью минимизации вреда Комитет предлагает разные варианты недопропользования. К примеру, на территории республики есть большие запасы андезитовых пород. Материал прекрасно подходит для строительства и облицовки зданий, дорог, производства асфальта, мощения тротуаров и т.п. Югоосетинским андезитом в недавнем прошлом интересовались российские компании во время строительства объектов для Олимпиады в г. Сочи. Провели лабораторные исследования, показавшие высокие прочностные характеристики природного материала. Представители компаний приезжали в Южную Осетию и готовы были заключить инвестиционный договор, но в итоге не сложилось. Вероятно, свою роль сыграли дорожные расходы.
Андезита у нас много, потребуется проведение буровзрывных работ, что несколько отразится на стоимости конечного продукта, зато качество материала высокое, во много раз увеличится срок эксплуатации дорог, построенных из этой горной породы.
Другой предлагаемый вариант — зачистка пойм рек в разных районах от накопившихся за многие тысячи лет инертных материалов. Добыча гравия в таких местах даже окажет благоприятное воздействие на состояние реки.
Также можно осуществлять добычу балласта на второй надпойменной террасой р. Лиахва. Будем добиваться того, чтобы вопрос пользования недрами решить в положительную для экологии сторону.
— Как отметили в прошедшее воскресенье профессиональный праздник — День геолога?
— Организовали небольшое мероприятие, поздравили наших сотрудников, наиболее отличившихся наградили грамотами. Добрые пожелания адресовали и российским коллегам.
Геология является важнейшим системообразующим звеном в экономике любой страны, играет ключевую роль в развитии промышленного сектора. Именно с нее все начинается. Ведь сначала нужно разведать месторождение полезного ископаемого, определить состав, оценить запасы и возможности для промышленного освоения. Геология относится к фундаментальным наукам, ее специалисты будут всегда востребованы. Призываем молодежь идти в эту замечательную профессию.
Пожелаю всем нам скорейшей реализации намеченных планов во благо нашего народа и дальнейшего развития геологической отрасли республики!

А.БАГАЕВ, газета «Южная Осетия»

Наверх