В Южной Осетии около 1200 памятников истории и архитектуры. Информация о них собирается и систематизируется со времени создания Всесоюзного Общества охраны памятников истории и культуры. Лишь небольшая часть архитектурных памятников на сегодняшний день являются действующими.

В центральной части города, на небольшой площади, возвышается памятник истории и архитектуры, действующий купольный храм Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (бывшая Армянская церковь) построенный в начале XVIII века. Купольный храм Богородицы возведён из кирпича и камня, местами узорчатой кладкой. Украшающие здание, встроенные в кладку стены большие кресты и арки купола придают ему типичный облик памятника эпохи позднего средневековья.

Церковь расположена в центральной части города. Перед ней благоустроена небольшая площадь с памятником Архангелу Михаилу. Большие кресты, утопленные в кладку фасадных стен, арки купола создают яркий облик памятника. С южной стороны, рядом с дверью, на большом камне, имеется строительная надпись, позволяющая датировать церковь и узнать имена ктиторов: Кайхосро и Парсадан, сыновья Георгия, и Гиви, сын Кайхосро. В ходе массированного обстрела Цхинвала грузинскими войсками 8-9 августа 2008 г. значительно пострадали служебные помещения, расположенные на территории церкви. Были разрушены верхние части строений.

За более подробной информацией об истории храма мы обратились к начальнику отдела культурного наследия Министерства культуры Южной Осетии — Нэлли Табуевой, которая рассказала нам, что в начале XVIII века был построен храм Пресвятой Богородицы.

По сведениям старожилов-армян г. Цхинвал, построили два брата армянина. В XIX веке впервые в храме по инициативе армянина Ивана Мебурнутова провели ремонтные работы. В 1878г. о завершении ремонта сообщалось в Тифлийском журнале.

«Внешний вид церкви не Григорианский, а восточно-византийский. Но, элементы григорианской архитектуры присутствовали во внутреннем убранстве храма.

В своей книге «Путешествие» 1851г. академик М. Броссе, который побывал в те годы в Цхинвале, почему-то упомянул, что храм был построен без купола. Однако это предположение не соответствует действительности, так как по всем другим источникам, да и по архитектурному построению храм всегда был купольным», — сказала Нэлли Табуева.

В XX веке где-то в 1970-ых годах церковь вновь была капитально отремонтирована. Как известно, в советские годы церквями особо не занимались. Не было определенных органов или ответственных лиц, которые бы отвечали за сохранность этих исторических памятников.

«Именно тогда, как нам рассказали старожилы-армяне (других источников у нас нет), элементы армянского григорианского зодчества были убраны во время ремонта грузинскими рабочими. В 1980-ых годах в этой церкви служил грузинский священник отец Роман, а прислужником работал будущий отец Георгий (Пухате).

Во время грузино-осетинского конфликта, отец Роман уехал из Южной Осетии. В 1990 году церковь Богородицы была закрыта.

В конце 1991 году было принято решение вновь открыть двери храма Богородицы для прихожан. Во избежание дальнейших проблем мы нашли понятых, среди которых были грузины и армяне и в их присутствии с правоохранительными органами мы отворили двери церкви для верующих. Службы вел отец Георгий и можно сказать, что он и восстановил Аланскую епархию», — отметила Нелли Табуева.

Уникальность храма Богоматери состоит еще и в подземных ходах, одна из которых ведет к старой крепости на восточной части города на берегу Лиахвы, другая в один из жилых домов.

По словам Нэлли Табуевой вполне возможно, что существуют еще и другие подземные ходы под этим сооружением.

За эти годы в храме и в придворной территории проводились ремонтные работы: заменили ограду, построили колокольню и молельни. Эти пристройки, конечно, изменили внешний вид на территорию храма, но, тем не менее, священнослужители Аланской епархии пытаются сохранить, по возможности, ее изначальный вид как памятника архитектуры и истории XVIII века. В процессе ремонтных работ не был затронут ни один элемент, ни один камень, представлявший историческую и архитектурную ценность.

Историческая справка:

С юга, рядом с дверью, на большом камне, имеется надпись, в которой указывается дата начала строительства храма / 1718 год/. Внутри церковь оштукатурена и расписана. Алтарная абсида не выступает за линию стены. В плане церковь представлена вытянутым (с востока на запад) прямоугольником. Позднее над западным концом кровли была возведена колокольня, с арочками, украшенными зубчиками.

Храм Богородицы это купольная церковь, где четко выделяется центральное пространство т.к. эта часть значительно шире боковых. Алтарная часть представлена полукруглой абсидой, тоже со стрельчатым арочным сводом.

Купол опирается на четыре колонны соединенных между собой стрельчатыми арочными сводами. Купол представляет высокий барабан с вертикально прорезанными узкими окнами. Эти  окна расположены в нишах, поверх которых идут тонкие декоративные полуколонны, которые обрамляются стрельчатыми арками. Эти декоративные приемы визуально поверхность барабана вытягивают по вертикали. Купол выложен из плоских кусков камня.

На восточном фасаде по центру располагается врезанный в стену крест с треугольным основанием, он заключает в себе щелевидное алтарное окно и облицован цветной керамикой с декоративным цветочным узором. С обоих сторон есть еще два небольших узких окна, а над ним, меньше по размеру, врезанный рельеф в форме креста.

Западная стена храма оформлена тремя врезанными крестами и полукруглой нишей по центру. Под нишей расположены небольшое щелевидное окно и дверь.

  С южной стороны, ближе к западной стене, есть вход в храм и углубленная ниша. К входу был пристроен небольшой притвор с двускатной крышей. А ближе к восточной стене под стрельчатым сводом расположено большое прямоугольное окно. Окно выложено камнем с орнаментальной резьбой. Такое же окно есть и на северной стене. С северной стороны находится основной вход в храм. Над входной дверью в наружную стену вложена мраморная икона Пресвятой Богоматери(барельеф).

Значительно позже был возведен церковный двор с северной стороны церкви и огражден стеной из речного камня. С севера во двор есть вход в виде массивных ворот. Над воротами построена колокольня. Ещё один вход(арочный)  во двор имеется с западной стороны у северо-западного угла храма.

 

 

 

Наверх