Поселения в горах Осетии формировались на протяжении многих веков. Первостепенным фактором при выборе места для рассселения было наличие водного источника. Именно вокруг родника располагался населенный пункт. В разбросанных селах каждый квартал имел свой водный источник. Благоустройство родника считалось благородным занятием и в нем участвовали все взрослые члены общины, семьи. Большое значение при выборе места для поселения в горной полосе, также придавалось качеству земли.

В горных ущельях пахотная земля была очень дорога, поэтому для строений отводились неплодородные каменистые участки. Из-за скудности почвы, годной для обработки, и суровости климата в горах, большая часть осетинских поселений расположена на дне глубоких горных ущелий или на выступах гор.

Поселения могли называться именем местности или по какому-либо характерному признаку. В каждом селении было свое кладбище, святилище.

Горные селения не имели улиц, их заменяли переулки, по которым можно было пройти пешком или верхом на лошади. Коста Хетагуров писал о родном Наре и окружающих его селениях: «Вы не найдете ни улиц, ни дворов, не определите, какому хозяйству принадлежит та или другая крыша или стена».

Центром общественной жизни осетинского села являлась обычно площадь народного собрания (ныхас), где обсуждались и решались важные вопросы. Традиционная осетинская архитектура отличается практичностью и гармонично вписывается в горный ландшафт.

Осетины старались расположить населенный пункт на таком месте, которое бы отвечало соображениям военно-стратегического порядка, безопасности от стихийных явлений природы. Осетины, как впрочем и другие горцы, стремились к тому, чтобы структура села органически вписывалась в окружающую природу.

Наверх