Не многим известно, что на территории Южной Осетии уже в раннем средневековье существовал город населенный аланами, предками осетин. Вначале были легенды, рассказанные местными жителями высокогорного ущелья Урс- Туалта (Дзауский район) о таинственном городе и его жителях. Но в них мало кто верил, считая их плодом художественного вымысла. Однако археологические раскопки, начавшиеся в 1965 году, показали, что в верховьях реки Большая Лиахва у селения Едыс действительно находятся следы поселения городского типа. В нем было около ста строений: жилища, хозяйственные постройки, мастерские. Город располагался на склонах небольшого холма. В верхней части поселения находилась цитадель, фундамент которой сохранился до наших дней. Этот холм местные жители издавна называли «Царциаты калак» т.е. город Царциатов, это же наименование перешло в научной литературе и к раскопанному городищу.

К сожалению, сейчас невозможно узнать, как называли свой город сами его жители. Известно лишь то, что в грузинских письменных источниках есть упоминание о населенном пункте «Едис калак» (слово «калак» тюркского происхождения означающее «город»). Первое время было неясно, кем были жители древнего поселения. Считалось, что это были Царциата – легендарный народ, герои осетинского национального фольклора. Однако археологические раскопки показали, что город населяли вполне реальные, а не мифические аланы. Об этом свидетельствуют найденные оружие, предметы быта и характер захоронения, аналогичные тем, которые встречаются в аланских погребениях Северного Кавказа. Но наиболее убедительным доказательством стала находка так называемых деформированных черепов. Это были продолговатые по форме, отличные от обычных овальных, черепа. Дело в том, что аланская аристократия старалась выделяться среди остальных своих соплеменников и поэтому в ее среде существовал обычай, связанный с искусственным изменением формы головы.

Для этого детям, преимущественно мальчикам, сразу же после рождения к вискам приставляли тонкие дощечки. Дощечки обматывались полосой материи вокруг головы ребенка. Таким образом, задавалось направление роста костей черепа. В результате этого приема форма головы по мере роста ребенка приобретала вытянутую форму. Со временем дощечки убирались. Теперь знатного человека можно было узнать не только по богатой одежде, но и по характерной форме головы.

Интересно отметить, что существование этого обычая отразилось и в сказаниях о Нартах, где понятием «гуыппырсар» (букв. «вытянутоголовый») выражается знатность и именитость героев эпоса. Еще одной особенностью было то, что большая часть погребенных в могильнике людей была высокого роста – 180-190 см.

В современном понимании «Царциаты калак» едва ли можно назвать городом. Но для своей эпохи и для условий высокогорной местности это был крупный населенный пункт городского типа. Недаром в грузинских источниках он именуется именно как город – «Едыс калаки». Населенных пунктов с таким обозначением в грузинских хрониках того периода очень немного.

Существование в горном ущелье на высоте более 1900 метров над уровнем моря города было вызвано определенными условиями. И главное то, что поселение находилось на пути сообщения между Южным и Северным Кавказом и через эти территории со всем миром. Найденные здесь утварь, монеты, драгоценности свидетельствуют о торговых связях с Ираном, Средней Азией, Византией. Помимо этого город был торговым центром и для соседних ущелий.

В поселении было развито ремесленное производство по изготовлению глиняной посуды, металлических орудий труда, оружия и доспехов. В восточной части города была обширная площадь. Здесь, очевидно, и происходила торговля, устраивались празднества или собиралось местное воинство перед отправкой в поход «балц» или для отражения вражеского нашествия.

Аланы, жившие в городе, были христианами. На это указывают и погребения, имеющие характерные для христианства признаки: ориентация тела покойного по частям света, положение на спине и т.п. Возможно, что в «Царциаты калак» был и один из центров Аланской Епархии.

Первые поселения на месте «Царциаты калак» относятся к VIII веку, но становление самого города и его расцвет приходятся на XI-XII века. Однако позже, в период монголо-татарского нашествия, торговля постепенно сходит на нет, торговые связи нарушаются и город постепенно приходит в упадок. Начинается отток населения, все труднее становится обороняться от врагов. В XIV веке город подвергается вооруженному нашествию, предположительно воинства Ксанских эриставов. Очевидно, в основе военных действий против своих одноплеменников имела место обида. Дело в том, что основатели династии Ксанских эриставов в свое время выселились из Северной Осетии. Первоначально, как свидетельствует «Хроника Ксанских Эриставов», они поселись именно у селения Едыс. Однако вскоре, пользуясь своей военной силой, они попытались строить укрепления и обосабливаться. Это вызвало недовольство местных аланских родов, которые под угрозой оружия заставили их покинуть ущелье. Основатели династии Ксанских эриставов поселились в ущелье реки Ксан, превратившись со временем в могущественный род. Возможно, разорение «Царциаты калак» стала местью его жителям за прошлое «гостеприимство».

В результате военных действий город был практически сожжен. Уцелевшее немногочисленное население после нашествия пыталось возродить свой город, но без особого успеха. Вскоре «Царциаты калак» покинули последние жители, и он зарос лесом. Время спустя неподалеку от него образовалось новое поселение Едыс, жители которого и донесли до нас память о древнем городе на территории Южной Осетии.

Коцты Х.

Наверх