Наша газета сообщала о том, что в конце апреля в г. Владикавказе состоялось расширенное заседание Президиума Международного общественного движения (МОД) «Высший Совет Осетин» с участием председателей фамильных ныхасов, где было принято Положение о фамильном Ныхасе, а также Обращение к населению Осетии с призывом сплочения всех здоровых сил для решения кардинальных задач духовных и нравственных начал, соблюдения и совершенствования осетинских обычаев и традиций, сохранения и развития осетинского языка, улучшения демографической ситуации и т. д.

В работе заседания приняла участие и делегация югоосетинского отделения «Высший Совет Осетин» в составе: председателя югоосетинского отделения МОД «Высший Совет Осетин» (ВСО) Гаглойти Р.Х.,члена Координационного совета ВСО Битиева К.Г., председателя Знаурского районного Совета BCO Гатикоева В.Р., председателя Комитета по фамильным Ныхасам югоосетинского отделения ВСО Кочиева С.А., председателя Дзауского районного Совета Санакоева В.Г.

Высшим органом управления в Осетии было народное собрание — Ныхас. Слово «Ныхас» в переводе с осетинского языка означает «народное собрание».

Осетинский Ныхас — это многоступенчатая система выборных органов самоуправления. На сельском собрании могли присутствовать все мужчины. Иногда приглашали женщин, известных своей мудростью и жизненным опытом. Преимущественное право голоса имели главы семей. Их возраст не играл решающей роли. И юноша мог представлять интересы своей семьи, если старшие отсутствовали или одряхлели.

В народных собраниях более высокого уровня участвовали выборные представители. Сельские сходы выдвигали депутатов на общий Ныхас своего родового колена (фыдыфырт). Три общеколенных собрания избирали депутатов в Ныхас гражданской общины. А оттуда посылали депутатскую группу в Верховный Ныхас всего общества. Он назывался Стыр Ныхас — Великое народное собрание.

По договору между обществами мог собраться и Стыр Ныхас всей Осетии, но это происходило редко — в случаях серьезной военной опасности или проведения жизненно важных международных переговоров.

Народное собрание было не только органом управления, но и незаменимой школой нравственности, красноречия, хороших манер, хозяйственного и политического опыта. Ныхас формировал общественное мнение, одобрял или порицал поступки членов общины. Главным правилом действий Ныхаса была полная гласность. Малейшее подозрение в бесчестных делах сразу обнародовалось и строго разбиралось. Открытое обсуждение исключало интриги и сплетни.

Ныхас выполнял функцию межпоколенной трансляции традиционной культуры, молодежь училась нормам народного этикета, приобретала хозяйственно-экологические познания, понимание своей культуры и истории.

В традиционном осетинском сообществе Ныхас играл роль своеобразного народного форума, исполняя определенные социальные функции общественной самоорганизации. В настоящее время изменилась форма организации Ныхас, но содержание и цели остаются прежними — регулирование отношений в общественной сфере неформальными методами. Сегодня в Осетии продолжают существовать различные формы объединений в рамках традиции Ныхас: сельские, районные, дворовые, а также фамильные ныхасы.

Основной целью и задачами фамильного Ныхаса являются: осуществление пропаганды духовных и нравственных начал в жизни фамилии и осетинского народа в целом; влияние на улучшение взаимопонимания среди членов фамилии, работа с молодежью и родителями по воспитанию молодежи в духе патриотизма, любви к родине, готовности защитить ее в случае опасности; выявление лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами и нарушающих общественный порядок, проведение с ними индивидуальной работы, привлечение родителей и фамильных авторитетов к воспитанию нарушителей; контроль за учебой молодежи, их культурным развитием и нравственным воспитанием; поддержание связи со всеми сородичами, однофамильцами, проживающими в Осетии и за ее пределами.

Фамильные ныхасы уже давно объединяют представителей осетинских фамилий, для Южной Осетии это направление еще в стадии утверждения. К настоящему времени, как отметил председатель югоосетинского отделения МОД «Высший Совет Осетин» Гаглойти Р.Х., на стадии формирования 16 фамильных объединений.

«Организация фамильных ныхасов в Осети проходит на основе отдельного Положения о фамильном Ныхасе. При этом возникают нестандартные ситуации. Например, несколько фамилий являются родственными-арвадæлта, и возникает проблема какой фамилией именовать фамильное объединение. Так, фамилии Джиоевых, Битиевых, Гассиевых, Магкоевых, Кокоевых соотносятся с коренной фамилией Хубуловых. Возникает дилемма: создавать для каждой фамилии свое объединение или общий фамильный ныхас Хубуловых?, — расказывает Р.Гаглойти.

Как отметил Р.Гаглойти проблема и в территориальном нахождении Комитета фамильного ныхаса: в той части Осетии, откуда происходит фамилия или там где проживает наибольшее число ее представителей?

«Главное назначение фамильных ныхасов это работа с молодежью и родителями по воспитанию молодежи в духе патриотизма, — отмечает Р.Гаглойти. — Руководство страны придает большое значение деятельности в этом направлении и самого МОД «Высший Совет Осетин», и работа в этом направлении ведется». Другое дело, отметил Р.Гаглойти то, что организация не пиарит это направление своей деятельности. Это повседневная деятельность и она не всегда становится достоянием широкой общественности.

«Мы работаем с главами районов, встречаемся с жителями г.Цхинвал, регионов Республики, — поясняет Р.Гаглойти. — В сентябре предполагаем в Республике провести общеосетинскую конференцию, где бы хотели рассмотреть новые инновационные формы и методы работы с молодежью.   Время меняется и инструменты воздействия на сознание молодого поколения должны быть иными. Эту инициативу, уверен, поддержит и президент, тем более он сам ранее уже предлагал провести на юге Осетии очередной национальный съезд».

Вместе с тем, полагает Р.Гаглойти, важна и повседневная работа, особенно в школах. Здесь должны быть в центре внимания вопросы нравственности, национального самосознания, знания традиций. И работа на этом поле должна не ограничиваться только усилиями выбранных челнов международного общественного движения «Высший Совет Осетин», но и всего нашего общества.

Роберт Кулумбегов

 

Наверх