Сегодня юбилей одной из самых известных хореографов в Республике Южная Осетия — Майи Четион. Ее смело можно назвать выдающимся хореографом наших дней.

Майя Четион, являясь солисткой Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд» еще в советское время одной из первых наших деятелей искусства стала заслуженной артисткой Абхазской Автономной Республики, также является дизайнером — создателем национальных костюмов, педагогом-хореографом, воспитавшим десятки поколений детей. Майя Иорамовна руководит хореографической студией «Кафт», функционирующей при средней школе №2.

Майя Четион – заслуженная артистка Южной Осетии, и, наконец, просто замечательный человек.

Танцы — мечта детства

Майя Четион с самого детства росла в атмосфере, где вся повседневная жизнь была насыщенна осетинской культурой и многовековыми национальными традициями.

«Я воспитывалась в осетинской среде. Хотя село, в котором я родилась и выросла, располагалось в Грузий. Мы жили в атмосфере, где трепетно соблюдались осетинские традиции. Весь наш быт был окружен осетинской национальной культурой. Начиная с рассказов и сказок бабушки, мамы, с обрядов, которые соблюдались у нас в доме – всё было пронизано осетинскостью, если так можно выразиться и, конечно же, впитывалось нами», — вспоминает Майя Четион.

Еще в школьные годы маленькая Майя впервые увидела по телевизору выступление балетной труппы. В тот момент, словно что-то перевернулось внутри девочки: волшебный мир танца стал ее мечтой.

Стартовой площадкой Майи Четион к хореографическому искусству стала детская танцевальная студия в Каспи. После окончания средней школы она поступила в Тбилисское хореографическое училище им. Серго Закариадзе.

«В танцевальную студию в Каспи меня повела мама. Она всегда поддерживала мое безудержное стремление к танцам и вместе со мной ездила на репетиции в райцентр. А по ночам, моя мама, которая вела еще и огромное хозяйство, шила для меня концертные платья,  чтобы я выглядела не хуже остальных девочек», — поделилась воспоминанием Четион.

В начале был танец…

DSC_0281

Танец — это самый древний и богатый вид искусства, несущий в себе огромный эмоциональный заряд положительных эмоций.

С осетинской хореографией Четион познакомилась во время обучения в училище. «Я увидела выступление государственного ансамбля «Симд» и меня поразило все: то с какой грацией выходила ведущая, как она объявляла осетинские народные танцы, песни и, наконец, сами величественные и уникальные по пластике танцы. Это настолько впечатлило меня, что стало судьбоносным моментом.

Именно через любовь к своим корням, через знание архаичных традиций проявляется удивительный мир танца, появляется возможность выразить свои эмоции и чувства, обжигающие изнутри», — говорит Майя Четион.

Симд — жемчужина осетинской хореографии

DSC_0273

Танец «Симд» является жемчужиной осетинской хореографии. Горцы издавна выражали в танцах не только свои чувства, но и собственное отношение к миру, неся генетическую память о том, чем жили наши предки. Осетинские танцы являются прекрасным инструментом для воспитания дисциплины и трудолюбия в детях. Сила осетинского танца волшебна.

О том, насколько грациозны движения кавказских танцоров, сколько души в них вкладывается, хорошо известно. И народный танец «Симд» является своеобразной призмой, которая отражает социальные роли женщины и мужчины в Осетии. Это не просто танец, а сгусток движений, передающий национальный характер.

«В танце отражается идеал осетинской женщины. Женская партия в «Симде» воплощает нежность и грацию, скромность, понятие «ӕгъдау». Что касается мужской партии, то мы видим в первую очередь защитника женщины — мужественного, смелого и храброго.

Когда мужчина поднимает руки выше плеч и танцует вокруг женщины, то мы созерцаем эту первозданную красоту мужчины и женщины — их место в обществе, их гармонию в природе. Эта гармония удивительным образом преломляется и отражается в танце. Мне кажется, что величие танца сокрыто именно в социальных ролях сильного и храброго мужчины, защищающего девушку — нежную и грациозную, скромную.

S

«Симд» во всем мире известен как танец земных богов, самые красивые слова, касающиеся танца можно соотнести с ним. Он синтезирует в себе наши национальные черты.

В этом и есть своеобразие осетинского танца и в этом ее неповторимость — если  хотите, даже гениальность», — отметила Майя Четион.

 «Симд» — глава из жизни танцовщицы

DSC_0288

После окончания училища в1980 году Майя Четион приехала в Южную Осетию. Так и начиналась ее карьера в Государственном ансамбле песни и танца «Симд».

Творческая жизнь в «Симде» – это целая глава из жизни Майи Четион, которая продолжалась 20 лет.

«Приезд в Южную Осетию был моим сознательным выбором. Я переехала и начала работать в Государственном ансамбле «Симд».

В те далекие теперь уже советские времена «Симд» давал 130 концертов в год. За эти 20 лет еженедельно на базе Государственного драматического театра «Симд» давал концерты в Цхинвале и во всех районах Южной Осетии.

Мы также много гастролировали по миру, по всему Советскому Союзу. Каждый раз ансамбль «Симд» представлял Южную Осетию с триумфом, неся, как говорится, искусство в массы.

Я не помню, чтобы когда-нибудь на нашем выступлении в зале были пустые места», — вспоминает Майя Четион.

Каждый раз концерт Государственного ансамбля «Симд» становился культурным событием. С одной стороны — это было буднично, а с другой стороны — интересно. Стоит отметить что в «Симде», Майя Четион танцевала вплоть до середины девяностых годов, до того момента пока она не начала работать в хореографической студии в СОШ №2.

Из танцовщицы — в хореографы

DSC_0285

Как сказал известный хореограф, положивший начало современному балету, Джордж Баланшайн, «танцоры – это инструменты, как пианино, на котором играет хореограф».

Роль хореографа в танце очень велика. Это не только человек, который ставит танец для своих танцоров, но и придает их движениям завершенность, которая предстает перед зрителями в виде танцевального произведения.

В начале девяностых годов, в Южной Осетии сложилась сложная, а, вернее сказать, критическая политическая ситуация. Почти всё взрослое население, в первую очередь, интеллигенция, думали о выживании. А музы, как говорят, в таких моментах, молчат. Практически ничего, можно сказать, не создавалось, наоборот, действовавшие культурные учреждения, тоже закрывались. Но именно в этот период Майя Четион начинает работать с детьми, в хореографической студии средней образовательной школы №2.

После окончания своей сценической карьеры, продолжительностью в 20 лет, в тяжелые годы, которые переживала Южная Осетия в 90-х годах, для Четион было важно сохранить и передать будущим поколениям культуру хореографии.

«Когда я танцевала, я была молодой, неопытной, но очень многому научилась у художественного руководителя «Симда» Павла Битиева, у своих замечательных педагогов и коллег: Аслана Кабисова, Хазби Гаглоева, Володи Чибирова, у моих, которые со мной работали в ансамбле «Симд». Они были настоящими артистами. Все, то ценное, что я переняла у них, мне хотелось донести до детей, подрастающих поколений. Мне казалось важным, чтобы знания, касающиеся традиционной хореографической культуры, продолжали жить в наших детях. Мне хотелось передать свои знания молодёжи. Ведь артист является лицом народа, и он должен быть на высоком уровне», — говорит Четион.

Кроме того, если перескакивать немножко в другую плоскость, то «танец снимает комплексы, которыми часто страдают дети. На уроках хореографии, мы изучаем также осетинские традиции, этику и эстетику. Все элементы этих дисциплин, фактически, воплощаются в осетинском национальном танце» — добавила худрук «Кафт».

В связи со сложившейся в обществе в целом тяжелой ситуацией, для работы с детьми в школах в те годы не было элементарных условий.

«В 90-х у нас не было ни танцевального станка, ни зеркал, ни сценических костюмов. Но со временем, пошагово, мы добились того, что сегодня у нас есть зал, есть костюмы…», — поделилась Четион.

Процесс рождения танца

DSC_0265

По словам Четион, работа над танцем происходит практически также как и любой учебный или творческий процесс.

«У танца есть своя азбука. Также как чтению, так и хореографии мы начинаем обучать ребенка с азбуки.

Если ребенок наделен чувством ритма, то в первую очередь мы его учим ходить под музыку, стоять, правильно двигаться и только после этого начинается изучение элементов движения. Это очень продолжительный процесс. Фактически искусству танца можно учиться всю жизнь, и так и не научиться. Как и любой профессии, всю жизнь, если вы хотите стоящего результата, нужно работать над собой.

Что касается конкретно постановки танца, то это совершенно другой процесс. Потому что каждый танец — это как отдельное произведение искусства. Там не должно быть беспрерывных движений. Танец — это маленькая история со своей композицией, сюжетом и развитием. У него есть начало, есть кульминация танца и обязательно есть финал. И каждый танец, безусловно, должен о чем-то рассказывать языком пластики и движения», — пояснила Майя Четион.

Главная проблема

В студии «Кафт» под руководством заслуженной артистки Южной Осетии и Абхазии Майи Четион, помимо нее преподают искусство танца ее вчерашние ученики – Коста Джиоты, Алена Каркусова и Ирма Бестаева.

Хореографический ансамбль «Кафт», является обладателем Гран-при в номинации «Народный танец» Международного фестиваля-конкурса «Черноморский Олимп», награжден Гран-при Международного конкурса-фестиваля хореографического искусства «Розы обзора» в номинации «Народная хореография». Очень многое и на сегодняшний день в хореографической детской студий «Кафт» далеко от совершенства, но немало сделано.

Однако, серьезной проблемой остается вопрос со штатными единицами. До сих пор, музыканты и хореографы, которые работают вместе с Майей Четион, получают зарплату только благодаря родительским взносам.

«Нам нужны штатные единицы, чтобы музыкант и хореограф получали заработную плату. Они все мои бывшие ученики, ставшие ныне взрослыми людьми, преподавателями, а получают плату только с родительских взносов, до сих пор у нас нет даже штатных единиц», — отметила Четион.

В хореографической студии «Кафт» при средней школе №2 в настоящее время здесь (не смотря на объявленный в школах карантин) кипит работа. Младшая танцевальная группа готовится к гастрольной поездке на международный конкурс, который в марте состоится в Санкт–Петербурге. Пожелаем им всем новых успехов и самых высоких вершин!

Подготовила Алана Цахилова

Наверх