Осетины, достигнув существенных успехов в своем общественном, культурном и политическом развитии, при этом сумели сохранить традиции и обычаи своих предков.

Одним из самых интересных традиций является культура осетинского застолья, раскрывающая характер и внутренний мир древнего народа.

Именно за столом осетины чаще всего молились Богу и святым покровителям. Отсюда и место застолья «Фынг» (стол) также являлось как бы святым местом, за которым не допускались вольности или недостойное поведение. За столом, как правило, рассаживались строго соблюдая старшинство. Исключения делались для гостей, которых усаживали на почетные места, ближе к старшим.

Руководитель стола (фынгы хистæр) первым делом брал заполненный рог и произносил импровизированную молитву. Затем молитву поддерживали по старшинству остальные участники трапезы, и только после этого приступали к трапезе.

Когда старший закусывал, младшие не должны были притрагиваться к пище: и только если он сам угощал младшего, последний должен был принять и отведать угощение, поблагодарив его словами: «Дæ хай бирæ».

Если старший предлагал, младший брал рог, немного отпивал и возвращал обратно. Младшие раньше старших не садились за стол, зато раньше вставали из-за стола. От того, какое впечатление производил человек на окружающих за столом, зависело мнение о нем в обществе. Уйти из-за стола и вернуться обратно для дальнейшего участия в трапезе считалось неприличным.

Ничто в человеке не ценилось так, как его воспитанность, ясный ум, поэтому за столом никто не позволял себе напиваться. Одним словом, каждый старался до конца застолья оставаться трезвым.

Непристойным считалось появиться в общественном месте в нетрезвом виде. Молодежь не употребляла спиртное вообще. Нарушивший ирон æгъдау подвергался насмешками «йæ зрдæ йæ уæцъæфы ис» (у него сердце находится в чреве).

Традиционное застолье никогда не было для осетин только местом употребления пищи и питья. Оно тесно связанно с их верованиями, укладом жизни и нормами общественного поведения. Эти нормы для осетин являлись частью бытия и мировоззрения, частью духовно-нравственного наследия.

Остается призвать нашу молодежь к сохранению национальной системы взглядов и норм поведения.

 

 

Наверх