Синтез музыкально-поэтического творчества осетинского народа — одно из важнейших областей культуры. Благодаря такому великому источнику вдохновения как творчество Коста Хетагурова создавались замечательные народные песни, романсы и музыкальные произведения. Его образ стал символом всего высокого и благородного.

Стихи Коста не только читаемы в Осетии, но их перекладывают и на нотный стан, создавая песенный мотив. Задолго до выхода в свет сборника стихов Коста, читаемые в рукописном варианте, они напевались в Осетии. Впоследствии, на рифмы Коста писали песни уже профессиональные композиторы такие, как А. Алыккаев, Х. Плиев, Колесников, Б. Галаев, Хаханов, Т. Кокоев, Ж. Плиева, — развивая тем самым осетинское песенное искусство. На стихи Коста было написано 25 песен: «Горе», «Солдат», «Сидзаргас», «Кубады», «Фсати», «Фесаф», «А-ло-лай», «Катай», «Ныфс» и другие.

О зарождении песенного творчества на основе стихов Коста высказал свою точку зрения кандидат искусствоведения Хаханов: «Созданные на основе стихов Коста песни приобрели национальную окраску. Основа и построение песен были овеяны духом русской и европейской музыки. Таким образом, зародился еще один жанр песни городское народное песенное творчество. Б. Галаев в критико-публицистическом эссе пишет о слиянии в творческом наследии великого Коста поэзии и песни, о неразрывной связи поэзии Коста с народным музыкально-поэтическим творчеством.

Как стихи, так и песни на стихи Коста передают мировоззрение автора, его творческую социальную основу, шагая в ногу со временем. Песни на его стихи, призывающие к борьбе «Горе», «Походная», «Катай», были известны не только в Осетии, но и в Закавказье, поднимая революционный дух и силу народа. Эти революционные песни прошлого сыграли огромную роль в освободительном движении нашего народа, они сплачивали и организовывали народные массы. Песни на стихи Коста пели в каждом селении, в каждом доме осетина. Они обессмертили подвиги героев, самоотверженно боровшихся за освобождение народа от угнетения и эксплуатации. Национальный характер мелодии в той или иной степени определяется тем, что ее метро — ритмическая структура тесно связана с интонационной природой народной речи. Во всех песнях на стихи Коста используются ярко выраженные национально-специфические ритмические формулы музыки осетинского народа. Интонация, ритм и музыкальная характеристика в музыке каждого народа разная, у нас это триоли и синкопы, скачки на кварту (4 звука). Такая мелодия целиком использована народом для стихотворения К. Хетагурова «Без доли». Этот скачок придавал песням набатно-призывное начало. Сведения об этом скачке описаны в трудах исследователя Кавказа В. Пфафа. Он пишет: «Замечательна мелодия осетинских песен: в ушах кварта звучит, как в наших октава. Национальный стиль в данных песнях подчеркивается в двухголосном терцовом изложении мелодии в сопровождении баса на гласную букву. Один из наиболее специфических для осетинских песен мелодических оборотов наглядно показан в песнях «Фсати» и «Ракас». Это поступательное движение вниз к опорному тону. Интонационно данная мелодическая фигура выражает жалобно-печальное состояние души. Классифицируя все песни можно сказать, что одни песни декламационно-речитативного склада, другие сольным вступлением.

Анализируя основу песен на стихи Коста, Б. Галаев говорит о языке мелодии, которая перекликается с народными истоками песенного творчества других народов. Например, мелодия «Походной» отчасти перекликается с мелодией русской народной песни «Ехал на ярмарку купец-ухарь». В основе песни «Сидзаргас» лежит европейская мелодия, песня «Сердце бедняка» похожа на казацкую мелодию, а «А-ло-лай» напоминает греческое церковное песнопение. Известный композитор и собиратель песен Ефим Колесников обработал и записал песни: «О если бы», «Песня бедняка» на стихи К. Хетагурова. Дружба оперного певца В.Аликова с Коста явилась источником создания многих песен на стихи К. Хетагурова: «Кубады», «Тревога», «Додой», «Раздумье».

Известен факт создания песни о самом поэте, который записал Колесников в 1940г. Коста казалось бы, не соответствовал тем внешним признакам, которые обязательны для героев песен. Он не сражался с оружием в руках, но зато он имел все внутренние черты, роднящие его с эпическими героями. Всю свою жизнь, все силы он отдал служению народу, неутомимо и бесстрашно боролся против угнетения и насилия. Терпя за это преследования, лишения, ссылки. Народ в своем песенном творчестве прировнял Коста к таким любимым и прославленным героям, как Чермен, Таймураз, Хазби.

Многие осетинские композиторы обращались к творческому наследию Коста, создавая шедевры осетинской классической музыки. Коста сам знал и любил классическую музыку. В частности, музыку П.И. Чайковского. Не это ли послужило, причиной к созданию таких прекрасных стихов как «Памяти Чайковского», «Музе» и «О чем жалеть». Обращаясь к творческому наследию Коста Б. Галаев написал романс на стихи поэта «Я смерти не боюсь», песни «Додой», «Марды уæлхъус», «А-ло-лай», музыку к кинофильму «Фатима». На основе стихотворения «Я смерти не боюсь» были написаны романсы Ф. Хуцистовой и Л. Кануковой, но все-таки романс Галаева затрагивает струны нашего сердца лаконизмом и контрастностью. Романс «А-ло-лай» написанный Галаевым создаёт удивительную акварель камерного репертуара для голоса и фортепиано. Музыкальные темы к кинофильму «Фатима» тоже разнообразны. Они делятся на три группы: лирические сцены (исполняет оркестр народных инструментов), трагические темы (исполняет симфонический оркестр), бытовые темы (исполняет гармонь). Кульминация фильма — песня «Додой» в исполнении симфонического оркестра.

Романсы «Джук-тур», «Ожидание», «Дождливый день» на стихи Коста написал Илья Габараев, который удивительно внешне походил на самого Коста, словно он явился из нартских сказаний и каждый день его жизни был погружен в сложные размышления об истории своего народа, в его нелегкой исторической судьбе. Эти романсы отличаются большим психологизмом, а музыкальная линия выразительна и вдохновенна.

В 1979 году Д. Хаханов написал «Пятую симфонию», посвященную памяти К. Хетагурова. Лейтмотив симфонии — размышление современного человека о судьбе поэта, поклонение его таланту, сочувствие человеческим страданиям. В симфонии стремительное музыкальное движение на основе народных песен: «Горе», «Фсати», «Походная», «Без доли» являются символом растущего народного движения и стремление к новой жизни, к тому, о чем мечтал сам Коста.

Неразрывная связь поэта с народом воплощена в опере «Коста» композитором Х.Плиевым, на основе которого был снят фильм «Возвращение Коста». Коста представлен здесь героем-защитником угнетенных и бедных. Тревога усиливается хоровой песней «Додой». Талантливый композитор Ж.В.Плиева создает одноименный балет «Фатима» по поэме К.Хетагурова. Три акта балета мыслятся композитором как три состояния героини, где в центре внимания вечные проблемы человеческого существования.

Стихотворение «Я смерти не боюсь» послужило источником композитору Кокойти А. для создания увертюры «Коста». Композитор Н. Кабоев написал кантату «Памяти Коста» на стихи И. Гурджибековой. В основе кантаты лежит песня «Без доли на стихи Коста. К творчеству К. Хетагурова не раз обращались и осетинские «битлы» — «Бонварнон», создавая эстрадные песни.

Коста Хетагуров был и остается путеводной звездой для осетинских композиторов, поэтов. А для будущей плеяды музыкантов творчество К. Хетагурова будет сокровищницей и кладезю знаний.

Жанна Цховребова

Наверх