Древние Аланские храмы, известные как Нижне-Архызский комплекс, находящиеся на территории Карачаево-Черкессии, возможно станут причиной спора между Аланской епархии и мусульманским миром. «… напротив этих храмов, на другом берегу реки, в лесу есть обломок скалы. Каждый день с 10 до 12 часов утра, по мере восхода солнца, из скалы в солнечном свете начинает проявляться образ Христа. После захода он исчезает. Это явление известно, как «Архызский лик», рассказывает отец Яков во время беседы с корреспондентом «Ныхас.ру». Этот факт он сам неоднократно наблюдал и, по его словам, любой человек сможет увидеть; он считает, что не только история, но и именно это чудо доказывает, что храмы на самом деле аланские.

15 июля 2017 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы состоялась встреча Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона с представителями осетинской общественности во главе с протоиереем Яковым Хетагуровым.

Во время встречи обсуждался вопрос о состоянии древних Аланских храмов Нижне-Архызского комплекса. В связи с заявлениями мусульманской общественности указанной республики о намерениях реконструировать здания древних христианских храмов под мечети, протоиерей Яков Хетагуров обратился к Первоиерарху с просьбой о помощи и содействии в передаче храмов в юрисдикцию Русской Православной Церкви с целью их дальнейшей реставрации и возобновления богослужений.

Ранее Конгресс карачаевского народа (ККН) обратился к главе Карачаево-Черкесии Рашиду Темрезову с просьбой защитить аланские храмы от притязаний Русской православной церкви. Речь идет об обращении, подписанном 23 июня 2017 г. главой ККН Кады Халкечевым.

В документе выражается уверенность, что передача храмов РПЦ в корне противоречит Постановлению правительства РФ №248 от 14.03.1995 года, где, по словам Халкечева, регламентируется, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации передаче в собственность религиозным объединениям не подлежат.

При этом ККН отмечает в обращении, что «каждый раз, как деятелями РПЦ поднимается эта тема, местные жители озвучивают мысль о целесообразности передачи храмов в пользование Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии с открытием в них мечетей, чтобы обеспечить историческую преемственность культовых сооружений к потомкам алан – карачаево-балкарцам».

Конгресс предлагает провести круглый стол под эгидой Администрации главы и правительства Карачаево-Черкесской Республики с приглашением всех заинтересованных сторон.

По мнению отца Якова, озвученному им в беседе с «Ныхас.ру», эти действия является провокацией. Она направлена по попытку раскола между осетинами, русскими и карачаевцами. Также она направлена на возможность рассорить христиан и мусульман на Кавказе. Он указал на пример Северной Осетии, где осетины-христиане и осетины-мусульмане существует вполне мирно и нет противостояния. Эти действия общественного движения карачаевцев связаны с давлением на Россию, т.к. осетины находятся в орбите России и проблемы России отражаются и на Осетии. Это один из способов раскачивания внутрироссийской ситуации. В новейшей истории России еще не было такого провокационного прецедента, чтобы христианский храм преобразовать в мечеть. Тем более что в Карачаево-Черкесии в каждом селе стоят новые огромные мечети. Их построили турки и подданные Саудовской Аравии.

Исходя из этого, с целью сохранения древнейших христианских памятников в России, позиция Аланской епархии состоит в том, чтобы эти храмы были переданы им. Но, как говорит отец Яков, это маловероятно, так как эти храмы находятся на территории другой церкви, и Аланская епархия не может на нее претендовать. Поэтому он предложил, чтобы они были переданы Владикавказской епархии Русской православной церкви. В этом случае там будут служить осетинские, аланские священники и они смогут регулярно совершать богослужения на осетинском языке. Эти храмы требуют аланских молитв и аланских песнопений.

«Так, представители Аланской епархии провели там службы, которые прошли очень величественно и сильно воодушевили их. Во время одной из служб там находились русские паломники. Они хотели уйти, чтобы не помешать, однако завороженные действом, остались.На вопрос о том, кто они такие, наши священнослужители ответили, что они хозяева этих храмов. Так, через 700 лет в этих церквях вновь зазвучала осетинская речь» — рассказывает отец Яков.

По его словам, Аланская епархия не будет поддаваться на провокации и придерживаться трезвой взвешенной линии. Однако они всегда будут высказывать свою позицию.

Встреча с митрополитом Илларионом прошла в теплой, дружественной обстановке. Ранее Аланская епархия подчинялась Русской православной церкви за рубежом, поэтому они сохранили очень добрые отношения. В том числе отец Яков поднял и вопрос с указанными храмами. Митрополит обещал разобраться в проблеме и постараться помочь по мере возможностей.

В составе делегации были представители Аланской епархии в лице отца Якова, члены общественного движения «Сармат» из московской общины и из осетинской диаспоры Карачаево-Черкесии, в частности, осетинского с. Лаба.

По мнению отца Якова, организаторы этой провокации сами понимают, что передача этих храмов мусульманам нереальна.

Отец Яков: «Это информационный вбрось с целью отслеживания реакции. Если мы промолчим, то они их захватят. Поэтому мы высказали свою позицию.

Мы поднимаем вопрос и говорим, что это наши храмы. Мы обозначили проблему и теперь это дело всей Осетии, и Северной и Южной. Это один из значительнейших пластов аланской истории. Если мы утратим эти храмы, мы потеряем примерно половину нашего исторического прошлого. Так, средневековая Алания, духовный центр которой находился в этом комплексе, исчезнет для истории. Это фактические единственные материальные свидетельства, которые говорят о величии Алании».

Стоит отметить, что и представители РПЦ, и сами местные жители не отрицают, что эти храмы принадлежат аланам, которые жили на этих территориях до XIII века, а через них осетинам. Всего речь идет о пяти храмах. В их числе Северный храм — кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII вв. Средний храм. В Южном (святого Ильи пророка) храме проводятся богослужения. В остальных храмах службы не ведутся, поэтому они постепенно приходят в упадок.

Мари Джиоева

Наверх