Инструментарий народной музыки – это один из наиболее сложных объектов изучения в музыкальной фольклористике. Описание инструментов в мире содержится в самых древних письменных памятниках. Еще в эпоху средневековья и раннего возрождения делались попытки систематизировать инструменты согласно особенностям исполняемой на них музыки.

Национальные музыкальные инструменты осетин представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа.

Каждая эпоха определяла свой набор музыкальных инструментов. Одни выходили из употребления, а новые инструменты по происшествии времени становились частью музыкальной традиции народа. В эпических сказаниях о нартах встречается большой набор музыкальных инструментов. Это так называемые струнно-шипковые: дыууадæстæнон фæндыр и дала-фæндыр; струнно-смычковые: хъисын фæндыр и хъырнаг фæндыр; духовые: уадындз, хъазын уадындз, фидиуаг; ударные: къарцгæнæн, гуымсаг, дала(дайра), и ирон хъандзал фæндыр. В более позднее время в Осетии встречаются балалайка и скрипка.

В «Сказаниях о нартах» доминирует «дыууадæстæнон фæндыр-двеннадцатиструнная лира. Этот музыкальный инструмент был очень почитаем в то время.

Дала-фæндыр был широко распространен в музыкальной культуре осетин. Однако и этот инструмент к 19 веку постепенно выходил из обихода. Только благодаря тому, что его начали использовать в ансамбле «Симд» с 30-х годов прошлого века, дала-фæндыр снова возвращается на музыкальный подиум.

Хъисын фæндыр у осетин одно из самых распространенных в прошлом музыкальных инструментов, игрой на котором сопровождали свои сказания певцы-сказители. Кроме хъисын-фæндыр есть еще и хъырнаг-фæндыр, представляющий собой некоторые конструктивные черты хъисын-фæндыра, лишь измененные в масштабах. Интересен духовный инструмент фидиуæг, то есть «глашатай». Ранее он использовался в охотничьем быту в качестве сигнального инструмента.

Еще один музыкальный инструмент встречающийся в «Сказаниях о нартах» – свирель «уадындз», которая имела широкое распространение в пастушьем быту.

Наверх