Эпическое сказание о нартах характеризуется необычайным раз­нообразием сюжетов. Сквозной темой героического эпоса является борь­ба героя с враждебными силами, кажется, что сказители свели все сюжеты Нартского эпоса именно к этой повествовательной линии. Но перечитывая раз за разом тексты сказаний, мы видим, что в тени героических свершений нартов-воинов остался труд нартов-скотоводов и нартов-земледельцев. При внимательном анализе сказаний, мы понимаем, что осетинский нартский эпос вобрал в себя боль­шое количество сюжетов, не связанных с темой борьбы с врагами. Есть целый ряд повествований, которые описывают сравнительно мирные приключения нартов, интересные бытовые эпизоды жизни персонажей эпоса.

Так, в эпосе нартское село, его люди и предметы ничем не отличаются от старой осетинской деревни: здесь мы находим знать, свободных плебеев и рабов. Поэтому повествование не могло быть полностью свободным и от описания сцен труда селян. Например, в тех же «Илиаде» и «Одиссее», являющимися примером эпических полотен, мы видим значительные вкрапления с описанием скотоводства и земледелия. У самого Одиссея было несколько десятков пастухов, при этом в перечне пастушеской деятельности в повествовании упоминаются свинопасы и козоводы, пастухи коров и овец и даже старшие пастухи. И вообще, счет ценностям здесь ведется, как правило, в быках. Высок удельный вес в гомеровских сагах и у земледелия. В поэмах говорится о 12 рабынях Одиссея, постоянно занятых помолом зерна, есть упоминание о ручных мельницах и каменных жерновах. В эпосе часто говорится о трижды вспаханном паре, обращается внимание и на глубину вспашки. Широко использовался плуг, причем особое внимание обращалось на его прочность.

В «Сказаниях о нартах» значительную часть жизни героев занимают военные предприятия, охота и пиры. Понятно, что в реальной жизни люди занимались и повседневным трудом, одни в большей степени, другие в меньшей. В каждом сообществе есть свой привилегированный класс, чурающийся черной работы, но большая часть – это хлебопашцы, скотоводы и ремесленники. Поэтому в эпосе описывается и обыденная жизнь: нарты пашут землю, отгоняют на выпас скот, выковывают орудия труда и оружие.

Среди домашней живности в описании жизни нартов мы встречаем волов, коров, ослов и свиней. Быки, являясь жертвенными животными на празднествах и тризнах, в сказании связаны с сакральными действиями. Есть в повествовании сюжеты с пастухами, отношение к которым у сказителей уважительное. Например, важным событием в жизни нартского общества был выбор пастуха на текущий год. Этот выбор должен был учитывать несколько аспектов. Во-первых, умение пастуха обращаться с доверенным ему стадом, во-вторых, от него требовалось мужество и военное умение. Ведь стада нартов часто подвергались набегам врагов. Поэтому при необходимости сторожить и пасти стада брались и отмеченные воинской доблестью благородные нарты. В сказании «Батрадз и пестробородый уаиг» мы встречаем описание пиршества, на котором выбирали пастуха: «И тогда старейшие из нартов решили устроить пир, собрать на этот пир весь народ и выбрать пастуха». Тот, кто брал на себя эту почетную у нартов обязанность, получал на пиру особое подношение: «три пирога с начинкой из сыра и ляжку быка».

От такой чести не отказывались даже такие воины-аристократы, как Сослан и Батрадз. Правда, делают это они не на постоянной основе, а только в случае крайней необходимости. Например, при угрозе гибели скота из-за бескормицы, когда необходимо отогнать стада в дальние земли на тучные пастбища великанов. В этом они похожи на героев гомеровских саг, где экстремальные обстоятельства могут заставить взять посох пастуха и аристократа, и царя.

В сказаниях о нартах земледелие представлено полным циклом: подбор пашен – пахота – сев – боронование – жатва – обмолот – складирование урожая. Наиболее яркий пример бытования земледелия мы находим в сказании «Чем небожители одарили нарта Сослана». При этом существует несколько вариантов этого сказания, дополняющих друг друга деталями.

Как-то решил небожитель Сафа, покровитель домашнего очага, устроить пир в честь своего воспитанника, юного нарта Сослана. Пригласил к себе Уастырджы – покровителя мужчин-воинов и странников, Уацилла – повелителя громов и урожая, одноглазого Афсати – властителя благородных зверей, Фалвара, которому послушны овцы, козы и всякий иной мелкий скот, да небесного кузнеца Курдалагона. Среди почетных гостей были также повелитель ветров Галагон и владыка вод Донбеттыр. На пиру каждый из гостей сделал Сослану, а через него и всем нартам, дары. Уастырджы подарил ему меч-фаринк, повелитель благородных зверей Афсати одарил возможностью охотиться в лесах, властитель скота Фал-вара научил его заговорам против волков, нападающих на стада. А вот другие небожители преподнесли нартам дары, которые можно было с успехом применить в хозяйстве, в данном случае в земледелии. Так, Сафа обращается к Уацилла с просьбой поделиться с нартами хлебными зернами, хранящимися у него в переметной суме, на что получает согласие: «Пусть будет так, вы получите эти зерна. Весной, как только станет согреваться земля, вы будете их сеять на южных склонах гор и холмов. И теми зернами, которые вы соберете осенью, будете кормиться целый год».

В числе дарителей были Галагон и Донбеттыр, повелители природных стихий. «Когда осенью будете вы веять зерно на току, то нашлю я ветер, унесет он мякину, и останется вам чистое, тяжелое зерно», – сказал Галагон, повелевающий ветрами. А Донбеттыр дал возможность нартам строить мельницы на своих реках. «Отныне пусть нарты строят мельницы на моих бегущих водах, а я поручу резвым моим дочерям, чтобы они днем и ночью вертели в воде колеса. Вот мой подарок земным людям», – сделал широкий жест властитель водной стихии. Что же касается Курдалагона, то и он не остался в стороне: «В кузнице своей я изготовлю соху для нартов, и каждой весной они будут ею вспахивать свои пашни».

Таким образом, из семи даров, сделанных нартам, один был связан с военным делом, один дар – с охотой, еще один – со скотоводством, а четыре непосредственно с земледелием. Уже один этот факт свидетельствует о высоком удельном весе этой сферы хозяйствования в нартском обществе.

В сказаниях мы встречаем и описание процесса пахоты, причем с использованием определенного агротехнического приема. Так, Сырдон пашет особым способом: «Иу гутонæй дыууæрдæм бакодта сæ хуым – Плугом вспахал пашню вдоль и поперек». Здесь же мы видим и описание сева, который производится вручную, методом разбрасывания зерен. В перечне зерновых культур, возделываемых нартами, ячмень, пшеница, просо.

Наиболее распространенным орудием боронования у осетин как в горах, так и на плоскости, являлась борона-волокуша адæг.В сказаниях о нартах называется и небесный покровитель, подаривший нартам борону – Бардуаджы фырт. Это орудие труда им было преподнесено как дар во время пира.

Важным элементом организации трудовых процессов в земледелии является тягловая сила. В Осетии для этого преимущественно использовали волов. В одном из вариантов описания пира в честь юного Сослана указывается, что небожитель Фалвара первым подарил нартам тягловый скот.

После созревания урожая у нартов наступает время жатвы. Эту работу нарты успешно выполняют, даже тогда, когда Бог пытается им в этом помешать – разгневавшись на нартов, он делает так, что те не могут подойти к своим созревшим нивам. Только они подходят к кромке поля, как зрелые хлеба снова становятся зелеными. Тогда находчивые нарты делают стрелы с раздвоенными наконечниками и пускают их издалека по созревшим хлебам. Стрелы срезали колосья – и они оставались зрелыми…

Земледельческий цикл у нартов завершается обмолотом урожая. Процесс этот описывается в сказании «Нарт Хамыц и Батрадз». Здесь Батрадз мстит за смерть своего отца Хамыца, убивая нарта Бурафарныга и его семерых сыновей. После этого, прибыв к жилищу убитого кровника, Батрадз зовет выглянуть женщин дома Бурафарныга и бросает перед ними отрубленные головы их мужчин. «Заголосили жена Бурафарныга и его семеро снох, и стали клясть Батрадза последними словами. Батраз разгневался и погнал перед собой всех восьмерых, мол, хлеб молотить с вами стану, и пригнал их на берег Черного моря. Накосил там терновника, сложил, как для молотьбы, поставил мать посередине, а снох по краям, запряг, как скотину на току, и целый день гонял босыми по колючкам» – гласит сказание.

Несмотря на то, что этот момент отражает одну из высших форм унижения у нартов, здесь мы видим описание процесса обмолота, принятого в горной полосе Осетии. Правда, обычно для этого использовались быки.

Несмотря на то, что весь эпос пропитан героической темой, описанием битв, пиров и охоты, даже представители божественной сути не чураются связи с хозяйственной деятельностью. Так, небожитель Уастырджы в эпосе и пахарь, и погонщик буйволов на току во время обмолота хлебов. Практически все авторитетные небожители, так или иначе, способствуют нартам в их хозяйственной деятельности. Тот же повелитель ветров Галагон обещает укрывать нивы от жаркого солнца и насылать на них мягкий дождь в засуху, а при ливнях разгонять тучи. Свое место в Нартских сказаниях и у покровителя хлебных злаков Хоралдара и его сына Бурхорали. Последнего убивает нарт Батрадз. В отместку Хоралдар решает наказать нартов. В то время, говорится в эпосе, на стеблях пшеницы, проса и ячменя вырастало по шесть колосьев и Хоралдар обрывает их все, чтобы оскудели урожаи нартов. Лишь по одному колосу оставляет он на каждом стебле, и то по настоятельной просьбе небожителя Уастырджы.

В эпосе, кстати, не чураются работы в поле даже великаны. «Адæг – иу къахыл, дзывыр – иннæ къахыл – На одной ноге у него борона, на другой рало», – так описывается труд на пашне великана. При этом он одной рукой держит сапетку с зерном, а другой рукой разбрасывает по полю семена.

Существует важная особенность любого эпического нарратива – создание идеальной модели социума, идеального образа жизни. Для эпических героев старинных саг характерно стремление к замкнутому циклу деятельности, стандартному набору моделей – пира (и дружеской беседы), войны, охоты. Нельзя сказать, что иные виды деятельности полностью чужды для них. Очевидно, создатели эпоса просто не считали необходимым широко описывать повседневность бытия, не имеющей героическую семантику. Действительно, что могло быть интересным для слушателя в описании трудовой деятельности, и так хорошо ему знакомой, другое дело – битвы и пиршества героев-аристократов. Не героика труда, а героика битв захватывает дух и воображение. Звон меча, а не тихий перебор комьев земли под плугом слышится в поэзии наших предков.

Тем не менее, даже в героическом, по сути, повествовании мы находим описание хозяйственной деятельности. При этом обнаруживается достаточно свидетельств, чтобы построить картину бытования скотоводства и земледелия в эпическом мире нартов. Это был удивительный мир, который населяли не только бесстрашные воины, но и старательные пастухи, и умелые пахари.

Р.Кулумбегов, кандидат исторических наук

Наверх