Есть люди, от которых зависит то, как мы будем выглядеть и как нас будут воспринимать окружающие. Ведь, как известно, «встречают по одежке», которую кто-то создает. Мы пообщались с одним из таких творцов… Окончив Театральную академию по художественному конструированию национальных костюмов в Санкт-Петербурге, Вадим Бесаев — Портной с большой буквы — вернулся на Родину в Южную Осетию.

 — Вадим, расскажите немного о себе. Как Вы пришли к этой профессии?

3924162

— Это был очень трудный путь. Я учился в   Цхинвальском художественном училище им.   Махарбека Туганова на факультете   оформителя. И у меня появилась   возможность поехать в Санкт-Петербург в   Театральную академию, куда я поступил на факультет сценографии и театральных технологий по специальности «Художник-технолог по сценическому костюму». Конечно, учебный процесс был очень сложным. Мне, как для новичка, все удавалось с трудом, через бой. Это, когда сутками не спишь, пропадаешь в библиотеках, в мастерских, постоянно находишься в поисках знаний и мастерства.

У нас были замечательные мастера, которые буквально из «мусора» создавали шедевральные музейные костюмы, имитировали золотую вышивку, которая на видеокамеру смотрелась гораздо лучше, чем настоящая. И все готовилось из подручных средств. Мы изучали все, начиная от обуви и заканчивая головными уборами: как они сделаны, какой крой, какая отделка, какие ткани, переплетение этих тканей, цветовую растяжку.

Без названия

Два раза в неделю у нас проходили лекции в Эрмитаже. Там мы смотрели настоящие костюмы царей и цариц, трогали их собственными руками, трогали историю, а это великого стоит.

В основном мастерству набирался в цехах. Там тебя никто особо и не учит: все знания получаешь из книг, через пробы, через большие мучения. Практиковался и работал я в театральных мастерских, подрабатывал в театрах, но основной работой я бы это не назвал. Естественно, работать начал уже на себя, когда начал шить на заказ для клиентов. Серьезная работа началась, когда я перешел на дорогие вещи.

Последнее место моей работы — Драматический театр им. Вахтангова в городе Владикавказ — старейший из театров на Кавказе. Там я четыре года проработал художником по костюму, совмещал заведующим по пошивочному цеху. После я приехал на Родину в Цхинвал и открыл себе небольшой цех по индивидуальному пошиву одежды.

— Чем отличается работа портного от швеи?

— Работа портного от шеи отличается более высокой квалификацией. Портной может пошить изделие от начала и до конца, включая построение лекал, раскрой изделия по готовым лекалам, перенос меловых линий, дублирование прокладочными материалами и т.д., тогда как швея специализируется на выполнении какой-то одной операции швейного производства.

Высшей стезей, конечно же, является портной.

10923684_709153922515660_6473444683924079810_o

— Расскажите, как происходит процесс создания костюма или наряда?

— Могу сказать на личном примере, когда я просто создавал какой-то костюм, который рисовал себе мысленно. Сначала должна быть сама идея о создании костюма. То есть должно быть осмыслено то, что ты хочешь сшить, будет это просто вечернее платье или безумство кроя, цвета или фактуры.

Повторить можно все что угодно, тем более в век технологий можно найти столько разных вариантов. Повторить, конечно, тоже нужно идеально. Это нарабатывает твое мастерство, а вот придумать самому, придумать стиль, придумать фасон, цвет, силуэт, фактуру – это намного сложнее.

65535271_2170521463045558_5106814735983050752_n

Создание костюма начинается с эскиза, наброска, подборки ткани и разработки лекал. И только потом дело доходит до малого: все собрать и пошить. Но самое главное — это придумать свою модель.

— Костюмы ручной работы, вышивка — это очень кропотливая работа. Насколько сложно и как долго они создаются?

— Если вещь от кутюр, как сейчас модно говорить «luxury», то она создается в течение месяца, а может и двух, потому как вылизывается каждая линия, отрабатывается каждый орнамент, узор. Все это собирается и только потом создается сама вещь. Как правило, такие вещи одеваются только один раз.

Костюмы с вышивкой ручной работы стоят дорого, так как тратится очень много труда на обработку, узлы, ручную вышивку и стежки. Таким образом, увеличивается и себестоимость вещи.

— Какое минимальное время у вас было для пошива заказа?

29026172_1536850809745963_8042867278521421611_n

— Шесть часов и без примерки. Я взял заказ, снял мерки, мне сразу принесли ткань… И через шесть часов платье было готово.

— На кого вы равняетесь в своей работе?

— Я не могу сказать, что равняюсь на кого-то. Я стараюсь хотя бы немного подвинуться к таким великим мастерам костюма, как Dior, Chanel, Balenciaga. Они являются для меня настоящим эталоном и примером. Это люди, которые создали собственный стиль, собственное направление. И я буду стараться дорасти до них.

29027073_1536855363078841_6818013102333751977_n

— Каковы ваши дальнейшие планы?

В настоящее время я работаю в Цхинвальском многопрофильном колледже, на факультете «Портной». Я являюсь мастером курса. У меня замечательная группа с прекрасными людьми, которые стараются, у которых горят глаза и у которых есть большой интерес к своей будущей профессии. Я надеюсь, что к концу выпуска я сделаю из них достойных мастеров, портных, которые в будущем смогут создать собственную коллекцию.

— Что бы вы пожелали начинающим мастерам?

— Я хотел бы пожелать начинающим мастерам никогда не терять интереса, много работать и постоянно практиковаться в швейном мастерстве, практиковаться в создании и разработке эскизов, читать специальную литературу, постоянно подпитывать себя, свой мозг и изучать историю костюма.

Беседу вела Алана Цахилова

 

Наверх