4 июля исполнилось 95 лет со дня рождения известного осетинского композитора, музыковеда и общественного деятеля Дудара Соломоновича Хаханова.

Он родился в 1921 году в г.Цхинвале. С его именем связаны большие творческие успехи в области музыкальной культуры Осетии. Он первый из осетинских композиторов написал первую осетинскую оперетту «Хандзериффа», которая была поставлена на сцене Цхинвальского госдрамтеатра в 1948 году (к сожалению, после постановки ноты оперетты были утеряны). Он также автор первых осетинских балетов «Ацамаз и Агунда», «Хетаг». Широкую известность получил его концерт для осетинской гармоники с оркестром, первый в своем роде. Концерт специально был написан для талантливого гармониста Булата Газданова, ставшего впоследствии известным осетинским композитором и исполнителем.

После Декады осетинского искусства и литературы в 1957 году в г. Тбилиси госансамбль «Симд», руководителем которого был Дудар Хаханов, был признан одним из лучших национальных коллективов того времени. Он оставил в музыкальной культуре большое количество музыкальных произведений почти во всех жанрах — от детских песен и кантат до музыки к кинофильмам, оперетт и симфоний. Его многолетняя и плодотворная деятельность как научного сотрудника и музыковеда имела большой успех. В своих изысканиях Дудар Соломонович без устали исследовал осетинский музыкальный фольклор, который оказал на развитие осетинской композиторской школы огромное влияние. Так, весьма интересна его работа об использовании народных ладов в песенном творчестве осетинского народа, а также в творчестве осетинских композиторов. Большой талант композитора и музыканта не мешал Дудару Хаханову быть человеком простым и хлебосольным, надежным и щедрым другом и товарищем, большим оптимистом и жизнелюбом.

По словам современников, он буквально заряжал всех своим оптимизмом и таким же жизнелюбием наполнено его творчество.

В продолжение темы о новаторстве Д.Хаханова в таких музыкальных жанрах как опера и балет предлагаем вниманию читателей газеты историю создания балета «Хетаг», который был навеян творчеством осетинского поэта и драматурга Коста Хетагурова.

Устное народное творчество, осетинские песни, сказки, мифы и легенды, эпос далекой старины стали для Коста Хетагурова богатейшим источником вдохновения. Известно, что с. Нар, откуда родом Коста Хетагуров, считается очагом и хранителем древних обычаев и обрядов. Старики нарцы пользовались всенародной славой во всей Осетии. Считалось, что нарцы лучше других хранили фольклор. Коста Хетагуров, по признанию самого поэта, не раз пользовался собранным фольклорным материалом своего отца Левана Хетагурова. В исторических архивах Северной Осетии и поныне хранится тетрадь отца великого осетинского поэта с записями о старинных обычаях и преданиях. Позже, приезжая в родной Нар и другие селения Осетии, Коста не упускал возможности побывать на сельском Ныхасе, где, как известно, исполняли свои произведения певцы и сказители. Поэт и сам не раз это утверждал.

«Преданье я черпал из тысяч уст,

А памятник цел и поныне

Священная роща, иль «Хетага куст»,

Стоит в Куртатинской долине».

Так напишет Коста о начатой им поэме «Хетаг» на русском языке. Хорошо знакомый с детства с легендами о Хетаге (жители с. Нар, в том числе Хетагуровы, считают его своим родоначальником), поэт, будучи больным, начнет работу над поэмой, опираясь именно на народный фольклор.

Обращаясь к народному творчеству в поэме «Хетаг», Коста Хетагуров, тем не менее, отходит от народной поэзии. Вводит новые бытовые картины (пиршества, танцы, песни), обогатит романтической линией (любовь Хетага к красавице Чабахан), использует мотивы героизма и отваги Хетага в борьбе с иноземцами. По мнению исследователей, смерть поэта прервала, возможно, одну из самых больших замыслов художника, для изображения исторического прошлого Осетии. Не одно произведение Коста Хетагурова воплотилось в нотных партитурах осетинских композиторов. Многообразие жанров, которое используют композиторы — маститые и начинающие, весьма обширно. Оперы, симфонии, романсы, песни, балет, — таково жанровое разнообразие произведений Коста Хетагурова в осетинской музыкальной культуре. К числу тех, кто неоднократно обращался к творчеству великого осетинского поэта, относится любимый в народе, талантливый осетинский композитор Дудар Хаханов. Вдохновленный сюжетом поэмы об историческом прошлом Осетии, Дудар Хаханов пишет красочную, пластически выразительную музыку к балету «Хетаг». Так же, как и в поэме, в сюжете переплетены две линии. Борьба народа с нашествием татаро-монгол и любовь Хетага к Чабахан. Многоплановая и в то же время цельная драматургия насыщена разнохарактерными эпизодами. Психологические зарисовки и портреты главных героев чередуются со сценами боевых сражений и народных празднеств. Драматически острая поэма «Хетаг» Коста Хетагурова выразительна в музыке Хаханова. Красивая тема любви, схожая с наигрышем танца — приглашение «Алагираг» проходит через весь балет. Национальная характерность музыки, использование танцевального метроритма осетинских наигрышей и плясок сыграют важную роль в создании балета «Хетаг». Первая постановка первого осетинского балета осуществилась в Северной Осетии в 1979 г., балетмейстером-постановщиком был А. 3акалинский — народный артист Осетии. Главную партию блистательно исполнила солистка Большого театра, народная артистка СССР Светлана Адырхаева. Постановкой дирижировал Павел Ядых, личность яркая и неординарная, которому Д.Хаханов посвятит восьмую из одиннадцати симфоний.

Так народный фольклор утвердился в незаконченной поэме Коста, которая в свою очередь, стала источником вдохновения для создания первого осетинского балета «Хетаг» в творчестве любимого осетинского композитора Дудара Соломоновича Хаханова.

Т. Котолова              

 

 

Наверх