Шавлохов Мурат Гаврилович — яркий представитель плеяды осетинских художников старшего поколения, сложившихся во второй половине XX столетия и проявивших себя в самых разных областях изобразительного искусства.

Имя художника и педагога М. Шавлохова, члена Союза художников СССР, заслуженного художника ГССР, заслуженного деятеля искусств, народного художника РЮО, заслуженного учителя РЮО, автора трех персональных выставок, а также участника зональных и республиканских выставок заняло достойное место в ряду наивысших профессионалов в области культуры и образования.

Творчество Мурата Шавлохова героико-романтического направления, в жанровом и тематическом отношении широко и многогранно. Он одинаково проявляет себя в пейзаже, портрете, натюрморте, графике и чеканке.

Работы мастера привлекают не только своей колоритной и композиционной стройностью и завершенностью, но и своеобразной, неповторимой манерой художественного почерка. Они отличаются свободой, остротой, цветовым решением и стилистическими особенностями.

Выразительные приемы и средства, используемые художником для выражения своих мыслей и чувств, открывают нам ключ к пониманию его личности.

Заслуженное внимание завоевали такие картины Мурата Гавриловича: «Двор в Згубире «, «Башня в горах», «Уголок в Осетии», «Село Ерман», «Праздник в Осетии», «Проводы на фронт», «Одинокий аул», «Осетинские Альпы», «Долина Лиахвы», серия портретов и другие.

Краски горных пейзажей художник видит столь насыщенными и разнообразными, что не остается сомнения в том, как он глубоко чувствует родную природу, понимает и любит эти горы и родную землю.

М.Шавлоховым в портретах созданы запоминающиеся образы и раскрывается их особая историческая значимость личностей им запечатленных. В них — стремление отобразить красоту и благородство разума, глубину человеческих чувств и человеческое достоинство.

Главная тема творчества художника — родная земля, ее неповторимая красота и очарование, ее героическая история — продолжается во многих его картинах.

Мурат Шавлохов родился в 1935 году в г. Цхинвале (Сталинире) Юго-Осетинской автономной области. Многообещающие способности у будущего художника проявились еще в детстве. А серьезные занятия изобразительным искусством начались для юного Мурата в 1949 году, когда он после окончания седьмого класса Цхинвальской средней школы №2 по совету известного деятеля искусств, народного художника Осетии М.С Туганова поступил в основанное им художественное училище.

Его педагогами были прославленные художники Южной Осетии Асланбег Плиев, Александр Зассеев, Григорий Котаев, Умар Гассиев, а позже преподавательский состав пополнился новыми творческими силами из выпусников высших учебных заведений Москвы, Ленинграда и Тбилиси — Михаилом Кокоевым, Борисом Санакоевым, Василием Кокоевым.

С самого начала в училище Мурат Шавлохов заявил о себе как незаурядная творческая личность. Уже в первых работах он показал себя остро и точно чувствующим цвет, умеющим сопоставлять его зримый или глубоко скрытый смысл. Картины его словно излучают, сеют умиротворение.

Творческие устремления художника, начинающего свой путь в искусстве, были весьма многообразны и непохожи друг на друга по стилистике, графической или живописной манере выражения. Он твердо знал, чего он хочет в искусстве и вполне реализовывал свои желания, демонстрируя способности, тогда же у него сформировалась главная творческая цель — передать людям добро и ощущение счастья. Ей он остался верен навсегда.

После окончания Цхинвальского художественного училища и службы в армии Мурат Шавлохов с 1958 г. работал преподавателем школы № 1 Острова — древнего города в Псковской области.

Спустя год он поступил на художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им. Герцена, который окончил в 1964-ом, защитив на «отлично» дипломную работу о «нартских сказаниях» технике линогравюры под руководством известного ленинградского профессора, заслуженного художника РСФСР Н.А. Павлова.

После окончания института Мурат Шавлохов работал преподавателем рисования в поселке Елизаветино Ленинградской области Гатчинского района. В 1966 — 1975 гг. — старшим преподавателем Ленинградского художественного училища. За время учебы и работы Мурат Шавлохов по- настоящему полюбил Ленинград и Ленинградскую область. Поэтому неудивительно, что большое место в его творчестве занимает город-герой на Неве и его люди.

Они представлены в его произведениях с любовью, добродушием, редкой наблюдательностью. Линогравюры «Любимый Ленинград», «Ноябрь в Ленинграде», «Город Пушкино-Кемеронова галерея», «Первый снег», «Зимняя ночь», «Обеденный перерыв», «Настоящее», «Лодка в заливе», «Кораблестроительный завод в Питере», серия работ «Гранитобойщики» и другие — несомненно большой успех художника, они вошли в число его лучших работ. Фотокопии многих его линогравюр были напечатаны в газетах «Смена», «Ленинградская правда», Гатчинская правда», «Советский учитель», «Советская культура».

В 1975 году, по возвращении на родину, М. Шавлохов начал работать преподавателем специальных дисциплин Цхинвальского художественного училища им. М Туганова, а в 1976 году — назначен директором этого же училища. В 1984 году Мурат Гаврилович был избран председателем Союза художников Южной Осетии. С 1984 года по настоящее время работает директором и преподавателем Цхинвальской Детской художественной школы.

Мурат Шавлохов приложил немало сил для оптимизации учебного процесса, создания условий для детского творчества. Здесь ведется работа по ознакомлению детей с историей изобразительного искусства, национальной культуры, традициями и обычаями осетинского народа.

Учащиеся школы неоднократно участвовали в городских, республиканских выставках детского художественного творчества, а также международных выставках детского творчества в Болгарии, Чехославакии, Франции, Югославии, США.

Творчество М. Шавлохова стало ярким и масштабным его явлением в искусстве Осетии. Искренняя любовь к жизни, к родному краю, глубокая вера в будущее пронизывают все его творчество. Цель искусства Мурата Шавлохова проста и очевидна — через раскрытие внутренней сущности изображаемого дать человеку радость, вселит в него оптимизм, вызвать, пробудить в нем чувство национального достоинства. В своей творческой практике художник осуществляет ее вдохновенно и мастерски.

Тема истории осетинского народа всегда была близка М. Шавлохову, в чем убеждает созданная им серия гравюр на темы нартских сказаний «Угон скота», «Бой Сослана», «Курдалагон», «Урузмаг и Сатана», «Бой Батрадза», «Хамыц на охоте» и другие композиции занимают значительное место в творчестве художника. Работы, в которых нет ничего лишнего, случайного, можно рассматривать многократно, каждый раз обнаруживая все новые нюансы. Сильные, крепкие, ритмически выразительные фигуры в сложных ракурсах перекликаются друг с другом в плавных и контрастных линиях, в них ярко проявляются особенности техники графического искусства.

Талант мастера сочетает в себе понимание графической архитектуры, чувство цвета и пластики, остроту и гротескность произведений.

М. Шавлохов внес огромный вклад в развитие осетинской школы изобразительного искусства, воспитал не одно поколение талантливых учеников.

Времена меняются, общественно-политические и художественные ориентиры меняются подчас быстрее, чем нам хотелось бы. Но были и остаются вечные идеалы, которые нужно защищать и в дни войны, и в мирную пору. Мурат Шавлохов делал и делает это со страстной убежденностью, талантливо и с большим мастерством. Он утверждает себя как творческая личность, живет современностью, ощущает свои корни в прошлом, связан с сегодняшним днем развития изобразительного искусства и следовательно, предопределяет его будущее. Убеждения замечательного художника определяют его удивительную скромность, благожелательную доверчивость и поразительное отсутствие тщеславия.

Мэльс Шавлохов

Наверх