В Южной Осетии прошла конференция, посвященная 100-летию геноцида армян

obshhnost-sudeb-osetinskogo-armyanskogo-narodov_1-p«Армяне — это народ, который умеет хранить в веках и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге… Это огромный показатель культуры свидетельство высокой любви к своим истокам.»

Р. Гамзатов

24 апреля — столетие геноцида армянского народа в Османской Турции (Западной Армении). Геноцид армян — самая трагическая дата многовековой истории армянского народа. Эта дата носит условный характер и взята за основу по той причине, что в этот день, в 1915 году, в Стамбуле (Константинополь) были арестованы, а затем и убиты свыше 700 представителей армянской интеллигенции: поэты, писатели, священнослужители, композиторы, художники, депутаты…

В действительности геноцид начался в Турции в 1894-ом и продолжался до 1923 года. Проведенный в четыре этапа геноцид армян, с 1894 по 1922 гг., уничтожив армянскую цивилизацию на большей части Западной Армении, отнял жизни более 2.000.000 человек (около 300.000 армян было уничтожено в 1894-96 гг., 1.5 миллиона в 1915-16 гг., около 300.000 в 1918-1922 гг.).

Наиболее тяжелые потери армянский народ понес в годы первой мировой войны, когда весной 1915 г. правящие круги Турции организовали первый в истории человечества чудовищный акт геноцида армян на их исторической родине, в Западной Армении, в результате которого погибло около 2 млн. человек.

Факт геноцида армянского народа признан многими государствами.

Вчера в Южной Осетии прошла конференция, посвященная 100-летию геноцида армян. Присутствовали руководители ведомств и представители армянской общественной организации в Южной Осетии, научные сотрудники Юго-Осетинского научно-исследовательского института, представители Посольства России в Южной Осетии, общественности. Присутствующие почтили минутой молчания память жертв геноцида против армянского народа.

Председатель армянской общественной организации Владимир Кулиджанов отметил, что геноцид – одно из тягчайших преступлений против человечества, уничтожения отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам, жертвой которого, в том числе, стал армянский народ».

«Армяне всегда были тем элементом, который красил наш любимый Цхинвал во все времена, — подчеркнул Константин Пухаев. — Общность исторических судеб осетинского и армянского народов уходит корнями в глубокую древность, исчисляется тысячелетиями, которые нас связывали». «Прошло 100 лет, пройдут еще тысячелетия, но никто никогда не забудет того страшного слова, который был определен, как геноцид, — подчеркнул Пухаев. — Полтора миллиона человеческих жизней было принесено на алтарь свободы и независимости гордого малочисленного армянского народа».

Атташе посольства России в Южной Осетии Игорь Вичиков, со своей стороны, напомнил, что Россия инициировала 24 мая 1915 года принятие совместной декларации со странами по Антанте – Британией и Францией – с осуждением Османской империи за совершенные преступления.

В своем докладе Коста Дзугаев отметил, что армяне являются одним из тех немногих народов в мире, которые имеют древнюю исключительно сильную религиозно-культурную традицию, без которого лица современного мира невозможно было бы представить.

В ходе конференции с докладами на тему геноцида армянского народа выступили директор Научно-исследовательского института имени З. Н Ванеева Роберт Гаглоев, председатель армянской общественной организации Владимир Кулиджанов и другие представители организации.

Армяне — один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает около трех тысячелетий. На протяжении столь дли тельного времени армяне не раз переживали и трагические периоды своей истории, и периоды небывалого расцвета и созидательного труда, одарив мировую цивилизацию замечательными шедеврами материальной и духовной культуры. Находясь на пересечении важнейших путей между Востоком и Западом, Армения с давних времен стала ареной опустошительных войн и нашествий, ее многократно завоевывали, расчленяли и разоряли. В результате национального и религиозного преследований, гонений и насильственных переселений уже более тысячи лет назад многие армяне вынуждены были оказаться за пределами своей страны.

В начале IV века нашей эры Армения стала первой страной в мире, в которой христианство утвердилось в качестве официальной религии. Однако многовековая борьба армянского народа с завоевателями завершилась утратой собственной государственности. На долгие века земли, где исторически проживали армяне, оказались не просто в руках завоевателей, а в руках завоевателей, исповедующих другую веру. Армения входила в состав Османской Империи, которая доживала свои последние дни. Многие современники того времени говорили, что они не встречали ни одного армянина, который не знал бы турецкий язык. Этот факт показывает, насколько тесно армянский народ был привязан к Османской империи.

Но в чем же провинился армянский народ, за что подвергся таким страшным испытаниям? Почему доминирующая нация всегда старается ущемлять права национальных меньшинств?

Заинтересованными людьми выступал класс имеющий и богатый, к примеру турецкие эфенди были самой богатой кастой того времени, а сам турецкий народ малограмотный, типичный азиатский народ . Создать образ врага и возбудить ненависть не представляло особой сложности. Но ведь каждый народ имеет право на свое существование и выживание, сохранение своей культуры и традиции.

Армяне не были последними в «списке избранных», такую же участь готовили грекам и болгарам.

В то время во всей Передней Азии не было народа, который мог противостоять армянской образованности. Армяне занимались ремеслами, торговлей, наводили мосты к европейскому прогрессу, были прекрасными медиками, учителями, юристами. Империя разваливалась, султаны не в состоянии были управлять государством, их правление превращалось в агонию. Не могли они простить армянам, что их благосостояние растет, что армянский народ повышает уровень образования и богатеет.

Еще в 17 веке в Западной Армении армяне составляли 98% населения. Демографическая ситуация в регионе начала меняться в 18 веке. Особенно сильно ситуация изменилась в годы правления султана Абдул Гамида и партии Иттихад. Так, в 1860-1912 гг., армянское население в Западной Армении сократилось более чем на один миллион человек.

В Османской империи армяне, не являясь мусульманами, совершенно официально относились к людям второго сорта. Им запрещалось носить оружие, они облагались более высокими налогами и были лишены права свидетельствовать в суде.

В 1878 году, на Берлинском конгрессе, под давлением Запада Турция должна была обеспечить нормальную жизнь христианскому населению в рамках империи, однако Турция не спешила выполнять требования Запада.

Сложные межнациональные и меконфессиональные отношения в Османской империи значительно обострились к концу XIX века. Череда русско-турецких войн, в большинстве своём неудачных для Османской империи, привела к появлению на её территории огромного числа беженцев-мусульман с утраченных территорий — так называемых «мухаджиров».

На территории армянских провинций было поселено 850,000 мусульманских мухаджиров и еще около 150,000 армян было насильно обращено в ислам. Мухаджиры крайне враждебно относились к христианам-армянам.

В свою очередь, армяне Османской империи к концу XIX века, устав от бесправного положения, всё громче требовали уравнивания в правах с остальными жителями империи.

Первая волна массовых убийств армян на территории Османской империи прошла в 1894−1896 годах. Открытое сопротивление армян попыткам курдских вождей обложить их данью ,обернулось массовыми расправами не только над теми, кто участвовал в протестах, но и над теми, кто оставался в стороне. Принято считать, что убийства 1894−1896 годов не были напрямую санкционированы властями Османской империи ,тем не менее их жертвами, по разным оценкам, стали от 50 до 300 тысяч армян.

Со вступлением Османской империи в Первую мировую войну, в стране всё громче стали звучать лозунги о необходимости «единения» всех представителей турецкой расы для противостояния «неверным». В ноябре 1914 года был объявлен джихад, что подогрело антихристианский шовинизм среди мусульманского населения.

Первым это в 1965 году сделал Уругвай, примеру которого последовали Россия, Франция, Италия, Германия, Голландия, Бельгия, Польша, Литва, Словакия, Швеция, Швейцария, Греция, Кипр, Ливан, Канада, Венесуэла, Аргентина, 42 штата США. Геноцид армян признали также Ватикан, Европейский парламент, Всемирный совет церквей, а недавно и Боливия.

12 каменных плит ереванского Мемориала жертв Геноцида армян «Цицернакаберд», которые символизируют пять частей света, где рассеялись армяне после Геноцида и создали армянскую диаспору. Геноцид армян – не только трагедия нашего народа, но и преступление против человечества мирового масштаба. Если бы он был признан по справедливости, то мог бы сыграть препятствующую роль для дальнейших преступлений.

Сегодня, спустя век после геноцида, людей, переживших эти страшные события уже нет в живых. Остались только их потомки, которые не раз слышали душераздирающие истории своих дедушек и бабушек , снова и снова переживая вместе с ними страшные дни своего народа.

Наверх