Скульптурная композиция в виде благородного оленя Администрацией Дзауского района была установлена в парке культуры и отдыха поселка Дзау.

Фигура оленя живописно смотрится на постаменте, в виде возвышенности из груды местных скальных пород.

Сам монумент выражен очень гармонично — горный олень горделиво озирается в благородной стойке.

В сквере это не единственная статуя животного, подле оленя на верхушке стилизованного фонтана, в подобии утесистого холма, расположены орел и лань.

Эти скульптурные произведения замечательно вписались в ландшафт парка. Они радуют глаз и отлично поднимают настроение отдыхающим и просто прохожим.

В этой связи будет уместно вспомнить, что благородный олень в историческом прошлом был излюбленным животным у многих народов, в том числе у наших предков.

К слову сказать, почти все народы и цивилизации древности с ярко выраженным солнечным культом наделяли золото атрибутами солнечного, божественного света. У осетин, например, есть такое описание: «Лучи солнца падали на двенадцатирогового оленя… олень же был такой, шерсть его была золотая».

Олень являлся символом солнца, которое не просто «движется» по небу», а двенадцать раз «вступает в контакт» с определенными созвездиями, образуя так называемый «круг жизни».

Во многих народных сказках появление золоторогого оленя являлось предвестником счастья и долгой жизни.

С точки зрения древнего человека, природа (мир) была единой, а боги, звери и люди были равными перед ней. Именно звери и люди являются древнейшими персонажами первобытной мифологии.

Во всем мире в древности люди часто устанавливали магическую  (энергетическую) связь не только с неживыми предметами, но и с животными. Они почитали животных за их превосходство в силе, храбрости, хитрости и приписывали им душу, способную, подобно человеческой душе, жить после смерти тела и сохранять свои прежние положительные и отрицательные черты.

 

Возникли представления о родстве той или иной группы людей, а также рода и племени с тем или иным видом животных.

Дело в том, что изображения оленей несут в себе также и солярную символику — круговые, дисковые, лучеобразующие формы над головами оленей, как известно, являются древнейшими архетипами нашего дневного светила.

Таким образом, и сам олень в сознании и подсознании наших далеких предков отображался в качестве солнечного божества, символа вечного возрождения из глубин первозданного «небытия».

Отождествление с солнцем естественным образом делало оленя тотемом многих первобытных народов, например, индо-ариев. Как пишет Килуновская М. Е., «в индоевропейских языках существует единый корень в слове «олень». Самоназвание среднеазиатских скифов «Saкa» соотносится в осетинском языке со словом «Sag», в иранском «Saкa», в персидском «Sax», в бурятском «Sagaa», в русском «сохатый» и буквально значит «олень — самец».

Этот же автор отмечает и сугубо сакральную семантику понятия «олень» у индоевропейцев. Олень именуется не иначе как «золотой»!

Джамболат Карсанов

Наверх