Предки осетин верили, что их судьбы вершат небожители, святые — дзуæрттæ. Считалось, что они дарят людям счастье и благополучие, насылают болезни и нужду, избавляют от бед и невзгод. Поэтому осетины испокон веков старались умилостивить святых, совершая жертвоприношения в их честь, моля о покровительстве. Люди считали, что дзуары живут на небесах и раз в год спускаются на землю, чтобы посмотреть на опекаемый ими народ и осчастливить тех из них, кто прибегал к их помощи и защите. Считалось, что ангелы (зæдтæ) обитают на небесах, духи (дауджытæ) — на земле: в горах, лесах, на равнинах.
Центральное место в священном пантеоне осетин занимает Всевышний (Хуыцауты Хуыцау). Он пребывает на небесах и управляет миром при помощи дзуаров: Уастырджи, Уацилла, Фæлвæра, Тутыр, Æфсати, Донбеттыр, Аларды. Кроме того, свои дзуары есть в каждом ущелье, селении, у рода и т. д. Вместе с тем каждый день недели у осетин посвящен конкретному божеству. Так, понедельнику покровительствуют Уацилла, Тутыр и Аларды, вторнику — Уастырджи, среде — Бынатыхицау, четвергу — Мыкалгабыр, пятнице — Мады-Майрам; субботу осетины называют днем умерших (мæрдты бон), а воскресенье посвящено Всевышнему (Хуыцау-бон).
Помимо прочего, календарные праздничные дни, когда осетины возносили молитвы Всевышнему и святым покровителям, назывались бæрæгбонтæ; радостные для отдельных семей дни — рæмонбонтæ, рабочие будни — къатыбонтæ, выходные — æнцойбонтæ. Если же умирал человек, то его семья устраивала поминальные дни — тæфæбонтæ.
Уастырджи представлялся осетинам в образе седобородого мужчины, одетого в белое, верхом на коне (Æфсургъ). Люди считали, что он ближе всех к Всевышнему (сидит на небесах рядом с ним). Он заступается за людей и просит у него для них благодеяний. Уастырджи, по поверьям, покровитель мужчин — воинов, путников, он наказывает воров, клятвопреступников и убийц. Считалось, что он перемещается по свету в разных обличиях, испытывая людей.
Отправляясь в дорогу, осетины традиционно призывают на помощь Уастырджи. В честь святого сооружено множество святилищ по всей Осетии. Главное из них — Реком (Алагирское ущелье).
Уацилла — покровитель хлебных злаков и урожая, повелитель грома и молний.
Фаелваера — покровитель домашнего скота.
Тутыр — властелин волков.
Æфсати — божество охоты, покровитель диких животных. Осетины представляли его стариком с длинной бородой и ветвистыми рогами. Он сидел на вершине горы Адайы-хох и наблюдал за своими стадами. Ему молились охотники, отправляясь в горы или в лес за добычей.
Донбеттыр — владыка водного царства, дух морей и рек, покровитель рыбаков. В честь этого божества предки осетин справляли ежегодно праздник — Кæфты куывд. В молитве они просили Донбеттыра не оставлять их без воды, оберегать от буйства стихии и ниспослать богатый улов рыбакам.
Аларды — повелитель кори, оспы и глазных болезней.
Галæгон — владыка ветра.
Барастыр — повелитель загробного мира.
Анигол — покровитель пчеловодства.
Ахурам — хранитель ума.
Æвзæндаг — покровитель молодых.
Æртхурон — покровитель очага, надочажной цепи, огня и солнца.
Бæлгъуыр — повелитель чертей.
Бæлдæр — дух природы.
Бурхорали — дух урожая.
Бынатыхицау — хозяин жилища.
Гæвз — дух бедности.
Доффæ — повелитель рыб.
Какула — дух проклятий.
Кæрæф — повелитель стужи и ненасытности.
Кæрчигуылой — покровитель домашней птицы.
Куырдалæгон — владыка кузнечного дела, друг нартов, создатель земледельческих орудий труда и холодного оружия.
Къæсæры Уастырджи — покровитель порога.
Мады-Майрæм — покровительница чадородия и супружеского благополучия.
Мытъыл — покровитель мелких животных.
Наф — покровитель рода.
Нæлы дзуар — святой, покровительствующий рождению мальчиков.
Никкола — повелитель хлебных злаков и урожая.
Ныхы дзуар — покровитель молодоженов, дарующий взаимопонимание и любовь.
Рыныбардуаг — ангел, имеющий власть над эпидемией.
Санибайы дзуар — дух плодородия, особо почитавшийся в Алагирском и Тагаурском ущельях.
Сафа — покровитель семьи, домашнего очага и надочажной цепи. Он благоволил детям, оберегал их от болезней и нечистых сил. Во время свадебного обряда шафер (къухылхæцæг) три раза обводил невесту вокруг надочажной цепи и просил Сафа принять ее в новую семью. Держась за цепь, кровники прощали друг друга.
Произнося торжественную клятву в честь Сафа, осетин также придерживал цепь. Такая клятва считалась священной; человек, нарушивший ее, подвергался общественному осуждению.
Сæрзæд — хранитель семейного благополучия.
Силæм — покровитель собак.
Сонгуырдты зæд — покровитель, оберегающий от врагов будущие поколения.
Тхост — божество плодородия.
Уасхо — покровитель дружбы, справедливости, клятвы побратимов, кровников.
Фыры дзуар — покровитель чадородия, дарующий мужское потомство.
Хуарнæ — покровитель счастья.
Хуыджыры — младший брат Æфсати, покровитель медведей и диких кабанов.
Хъæдæрæс — владыка лесов.
Цæххыгол — покровитель соли.
По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»
↑ Наверх