14 февраля во многих странах мира отмечается День святого Валентина или День всех влюбленных. Считается, что День святого Валентина существует уже более 16 веков, но праздники любви известны с еще более ранних времен — со времен древних культур. Например, римляне в середине февраля праздновали фестиваль, в честь богини любви.

Не менее интересны традиции нашего народа, история которого уходит глубоко в дохристианские пласты.

В мифологической религиозной системе осетин большой интерес представляет персонаж – Сафа — покровитель семейного благополучия, детей и надочажной цепи.

В современной этнографической науке его принято определять как создателя и покровителя надочажной цепи. Наиболее полно этнографический материал о Сафа был систематизирован профессором Л. А. Чибировым.

Сафа подарил людям надочажную цепь (осет. рæхыс), которая играла значительную роль в общественной и семейной жизни. Люди, произносили прикасаясь к ней торжественные клятвы, кровники примирялись.

Клятва, данная в честь Сафа, считалась священной, и нарушивший её подвергался общественному осуждению. Мать, укладывая ребёнка на ночь и поручала его защите Сафа, держала одну руку на цепи. Согласно архаическому обряду, невеста, прощаясь с домом отца, должна была трижды обойти вокруг очага в сопровождении шафера с произнесением молитвы. Таким же образом она поступала в доме своего мужа, войдя впервые в новую семью,.

По описаниям Д. Т. Шанаева, у тагаурцев до 60-х гг. XIX в. обряд прощания невесты с домом отца совершался следующим образом: «Шафер подходит с невестою к очагу, и в это время дружки и гости встают с своих мест, в ожидании молитвы, которую должен произнести старший и почтеннейший из них. Глава собрания вскоре во всеуслышание говорит молитву: «О, Боже! Так как дело это (свадьбу) ты распустил между людьми, то сделай их (нужно разуметь невесту и жениха) сотоварищами в лучший день повстречавшихся между собой людей!»… А между тем, во время этой молитвы, шафер с невестой делает три полных оборота вокруг очага; в конце третьего оборота он приглашает невесту прикоснуться к надочажной цепи рукой, что, разумеется, исполняется ею немедленно».

Об этом же писал и К. Л. Хетагуров в конце XIX в.: «Все встают. С молитвой на устах шафер обводит невесту три раза вокруг очага, ударяя шашкой при каждом обходе в висячую над очагом цепь. Невеста, обходя с ним вокруг очага, делает приседание, очень похожее на реверанс».

В. И. Абаев считал, что Сафа типологически является весьма древним божеством, прототипом которого была скифская богиня Табити, которую Геродот отождествлял с греческой богиней домашнего очага Гестией. «После христианизации алан в X в. многим древним богам были присвоены имена популярных в восточной христианской церкви святых. Не исключено, — отмечал ученый, — что и древний бог домашнего очага после христианизации стал называться Safa, т.е. Савва, но имени святого Саввы».

Согласно библейской энциклопедии Брокгауза, имя св Савы и Савея восходит к Шева.

Для прояснения места Сафа в мифо-религиозной системе осетин представляется плодотворным сравнение его с близкими персонажами в мифо-религиозных системах индоариев и иранцев. Более всего Сафа соотносится с ведийским Рудрой, божеством грома и молнии. Одним из эвфемистических (смягченных) эпитетов Рудры был Шива (др. инд. — «благой, приносящий счастье). В индуизме имя «Шива» стало основным именем бога, а его былое имя «Рудра» — эпитетом.

Рудра, согласно гимнам Ригведы, «владеет силой изобилия», покровительствует домашнему очагу («Ты взмываешь алыми ветрами, (неся) благословение домашнему очагу»). К нему обращались с просьбой о возрождении через потомство. Он «самый исцеляющий из целителей». У него в руке ваджра (молния), стрелы и лук.

Итак, Сафа — патрон надочажной цепи — имеет прямое отношение к сотворению мира на уровне строительных ритуалов. Выступая специализированным божеством Неба, он является громовержцем, соединяет Небо и Землю, покровительствует плодородию. Сафа осуществляет сакральный брак между Небом и Землей и покровительствует брачащимся. Надочажная цепь выступает в мифологическом сознании осетин одним из символов мировой оси.

Ræxys/ræxis — цепь над очагом, к которой подвешивался котел, считалась священной. Очаг и цепь над ним составляли величайшую ценность каждого осетина.

Если хозяева дома не имели сыновей, но имели замужнюю дочь, то последняя после смерти родителей забирала надочажную цепь.

Наверх