Сегодня в Осетии празднуют один из знаменательных национальных праздников – Мыкалгабыртæ. В прошлом очень популярны были торжества в честь Мыкалгабыр. В Северной Осетии в основном празднества устраивались в Алагирском ущелье, а в Южной Осетии в п. Дзау, с. Къроз, с. Кобет, с. Кусджыта и в других населенных пунктов республики. Празднование в честь святого продолжался в течение двух недель.

Под христианским именем «Мыкалгабыр» скрывается древнее божество плодородия и изобилия.

Одно из древнейших святилищ, согласно Нартским сказаниям появившееся от одной из трёх божьих слезинок – Мыкалгабырта. Существует небольшая легенда, связанная с этим святилищем. Высшими силами было доверено в нём быть жрецом (дзуары лæгом) одному человеку. Жил он вместе со своей семьёй высоко в горах, недалеко от дзуара, принимал паломников и молился за них. При дзуаре был медный котёл для варки пива, а пиво в нём никогда не кончалось. Этим пивом и возносились молитвы Мыкалгабыртан.

Но вот однажды послал дзуары лæг свою жену за пивом. Придя к святилищу, она попыталась зачерпнуть пива и с ужасом обнаружила, что оно иссякло, а черпак коснулся дна котла. В тревоге сообщила она об этом мужу. Дзуары лæг понял, что их семья в чём-то провинилась, и Бог отнял у них дарованную им чашу изобилия (уæлейæ исгæ, бынæй ахадгæ). Позвал он двоих своих сыновей и потребовал рассказать, какое неблаговидное деяние посмели они совершить. Сыновья признались, что украли быка в соседнем селе. Разгневался старик, прогнал своих сыновей, но и сам не посмел больше оставаться дзуары лæгом, не оправдавшим высокого доверия небес. Собрался он и уехал с семьёй, куда глаза глядят.

А в народе с тех пор Мыкалгабырта остаются символом неиссякаемого изобилия и счастья – «уæлейæ исгæ, бынæй ахадгæ».

По мнению профессора Людвига Чибирова, культ «мыкалгабыр» перекочевал в христианство из языческих верований.

«Относительно происхождения термина «мыкалгабыр» в литературе высказано несколько мнений. Б. Гатиев называет Мыкал-Габыром Николая Чудотворца. Его мнение разделяет и В. Миллер, который писал, что часовня Мыкалгабыр в с. Кобет есть «остаток христианской церкви, построенный некогда во имя святого Николая Чудотворца». По другому мнению (В. Пфаф, Г.Чурсин) в «мыкалгабыртæ» следует видеть сращение имен архангелов Михаила и Гавриила.В. Абаев путем лингвистических сравнений окончательно рассеял сомнения в правильности подобной трактовки термина «мыкалгабыр», — отмечено в книге Людвига Чибирова.

Под святилищем Мыкалгабыр осетины давали клятвы, устраивали примирение кровников и исполняли другие ритуалы, связанные с ценностями нашего народа.

На сегодняшний день святилище Мыкалгабыр остается одним из самых почитаемых дзуаров, как на Юге, так и на Севере Осетии.

Бæрæгбоны хорзæх уæ уæд, æмæ не ‘ппæтæн дæр æххуысгæнæг уæт!

Подготовила Мадина Бязрова

Наверх