Осетинская семейная обрядность воплощает яркие национальные черты. В семейную обрядность осетин входят свадебный цикл, родильные обычаи, погребальные и поминальные обычаи.

Самое большое значение в личной и семейной жизни осетины придавали и, придают по сей день, рождению ребенка. Каждая семья всегда мечтала иметь много здоровых детей, особенно сыновей. Уже на свадьбах в молитвах старшие обращались к святым небесным покровителям с просьбой даровать молодой семье многочисленное потомство. Женщину, ожидающую ребенка, окружали заботой: каждый считал своим долгом оберегать ее и помогать ей.

В старину роды проходили в нежилом помещении. Роженице помогал кто-нибудь из опытных женщин-целительниц.

Все обряды, которые совершались с момента рождения ребенка, в течение нескольких месяцев были связаны с его ограждением от внешних опасностей — то есть, имели целью оградить новорожденного от воздействия «злых сил». Если рождался сын, первый сообщивший об этом радостном известии гонец получал подарок. Получившие добрую весть родственники направлялись в дом родителей новорожденного с тремя пирогами и традиционным подарком — куском белой ткани.

Преподносились и особые символические подарки, которые было принято класть возле новорожденного: мужчины клали стрелы, серебряные или золотые монеты, женщины — яйца и вату. В свою очередь, семья устраивала пиршество — «лæппуйы куывд» (торжество в честь рождения мальчика). Рождение девочки праздновалось лишь в том случае, если в семье было несколько мальчиков.

Обряд наречения именем был одним из важнейших моментов в жизни всей семьи. Выбору имени придавалось большое значение. Оно сопровождалось отдельным ритуальным праздником «номыæварæны куывд».

Популярными были и остаются по сей день имена героев из Нартского эпоса: Ахсар, Урузмаг, Батрадз, Сослан, Дзерасса Агунда и др.

Обряды и торжества, проходили в течение первого года. Они были призваны постепенно, включать ребенка в общество. Во время каждого ритуала родители и все остальные взрослые участники торжеств просили у высших святых сил для малыша благодати и небесного покровительства.

Через три — четыре дня после рождения ребенка совершался обряд укладывания в колыбель — «авдæнбæттæн». Смысл этого ритуала состоял в приобщении новорожденного к семье и передаче его под покровительство святого Сафа — патрона надочажной цепи.

Летний праздник в честь родившихся в течении года мальчиков «кæхцгæнæн» проводился, как правило, в июле. Его устраивали в честь первенцев, а затем он распространился на всех мальчиков.

Первый год жизни завершался торжеством «афæдзы куывд» — праздником в честь исполнения ребенку одного года.

 

Наверх