На этой неделе, 30 октября, в Юго — Осетинском государственном театре им. К. Хетагурова состоялась долгожданная премьера спектакля «Райская дорога в ад». За всю историю существования Югоосетинского Госдрамтеатра впервые на суд зрителей был представлен спектакль в мистическо-авангардном стиле. Необычно яркая режиссура и декорации, великолепно подобранная световая и музыкальная аранжировка, безупречная хореография и яркие импозантные костюмы, с самой первой сцены заинтриговали зрителя.

Не случайно режиссер выбрал пьесу «Райская дорога в ад» Людмилы Галавановой, он затронул «больную» тему современного общества: это беды, которые порождает употребление и распространение наркотических средств. Авторы и постановщики выражают надежду, что спектакль станет неким ярким орудием для борьбы с наркотиками, еще одним шагом, который, если не остановит, то хотя бы заставит задуматься человека перед опасностью наркомании.

В борьбе против такой серьезной и глобальной проблемы социума все средства хороши, а современная художественная постановка это одно из наиболее выразительных средств, которое, мы надеемся, не пройдет мимо внимания тех представителей молодежи, кому оно адресовано.

В спектакле максимально глубоко затронуты проблемы не только как таковой наркомании, а влияние подобного образа жизни на самого индивидуума (наркомана), и мягко говоря, негативное воздействие на его семейные отношения.

Режиссеру и сценаристу удалось затронуть все негативные нюансы затрагивающие жизнь наркомана, в том числе и то, что фактором риска стать потенциальным наркоманом становятся близкие и окружающие его люди. Второй этап борьбы за жизнь человека-наркомана очень сложен и практически невыполним, о чем и повествуется в спектакле.

В интервью МИА «Южная Осетия сегодня» автор пьесы Людмила Галаванова сказала, что в сюжет режиссером были внесены кардинальные изменения.

«Проблема наркомании стала практически глобальной темой и проблемой в том числе и нашего общества. Я долго не решалась затронуть ее, но когда ты видишь вокруг тьму, которая сгущается и проникает всюду, неся за собой разрушения человеческих судеб и смерть, невозможно оставаться в стороне…

Писала я пьесу почти четыре года. Она мне нелегко давалась, так как трудно выражать нечеловеческие чувства наркомана, хотя бы во время «ломки» на подсознательном уровне я не могла их понять.

Некоторые моменты пьесы до неузнаваемости были изменены Тамерланом Дзудцовым, и не совсем пришлись мне по душе. У меня пьеса земная, реалистичная, а Тамерлан внес в нее какой-то мистический смысл», — отметила Людмила Галаванова.

Тем не менее, спектакль получился очень интересным, хотя надо отметить, что и у зрителей он тоже вызвал неоднозначные мнения.

«Я хочу сказать, что такого рода спектакля югоосетинскому зрителю очень не хватало. «Райская дорога в ад» спектакль с очень большим смыслом. Вслушиваясь в слова я вспоминаю некоторые моменты из личной жизни. Думаю, любому молодому человеку захочется извлечь из этого спектакля урок и избегать «этой дороги». Я с восхищением просмотрела спектакль, очень яркая постановка и с глубоким смыслом. Большое спасибо автору пьесы, режиссеру и актерам», — сказала студентка университета Эльза Тедеева.

Своими впечатлениями с корреспондентом поделилась и директор СОШ №1 Русудан Гобозова: «Сюжет спектакля тронул меня до глубины души. Это злободневная проблема нашего общества и наконец-то у нас на сцене подняли этот актуальный вопрос. Думаю, люди прониклись и философский вопрос, который был изначально озвучен со сцены, заставит задуматься большинство сидящих в зале. Симбиоз двух талантливых людей Людмилы Графовны и Тамерлана Дзудцова, и плюс еще безупречная игра актеров, яркие декорации и правильно подобранная музыка не могли выдать зрителю другого результата. Я считаю, что спектакль был великолепным. Особую благодарность хочется выразит Людмиле Графовне за большой вклад, вложенный ею в воспитание современной молодежи нашей республики», — подчеркнула она.

Однако, не все зрители были такого положительного мнения о прошедшей премьере.

«Мне понравились костюмы, подбор музыки и хореография, декорации и режиссерская задумка, которую необходимо отточить и усовершенствовать.

Несколько были затянуты некоторые моменты и первая часть спектакля была достаточно скучна. Среди актеров хочу выделить Ингу Гагиеву, она была убедительна в своей роли, остальные меня особо, к сожалению, не впечатлили. Более того добавлю, не совсем понятна флегматичная роль «добра» в лице героя — Домбая. Это бездействие со стороны «добра» и противоположная активность яркого образа «зла» — Фидара, помешали выдать зрителю изначальную задумку режиссера. Да, проблема глубоко освещена, но нет никакого логического завершения, нет решения проблемы. Поэтому я считаю, что спектакль был ярким, современным, но — без идейным», — сказала Ирина Дамбегты.

В процессе общения с Ириной Дамбегты к разговору присоединилась режиссер массовых мероприятий РЦНТ (Республиканский центр народного творчества) Лена Хассиева, которая не совсем согласна со своей спутницей: «Напротив, я считаю, что и драматургу и режиссеру четко удалось показать проблемы, которые обычно связаны с применением наркотиков. Это проблема и семьи и общества в целом. Авторам спектакля прекрасно удалось выразить боль матери, которая устала от такого образа жизни сына. Обычно так и бывает в реальной жизни… Мне постановка спектакля понравилась. Что касается актеров, действительно ждала большего от них», — отметила она.

В конце спектакля от имени Президента Леонида Харитоновича и Председателя Парламента Анатолия Бибилова и многочисленных любителей театра Люмиле Галавановой, Тамерлану Дзудцову и всем актерам, задействованным в спектакле, были преподнесены цветы.

Спектакль «Райская дорога в ад» был специально поставлен на сцене Госдрамтеатра с целью пропаганды здорового образа жизни и борьбы против распространения и употребления наркотиков.

И какое бы впечатление он не произвел на население, надеемся, что найдет отклик в сердцах представителей молодежи и заставит их призадуматься над будущим, в идеале — над светлым будущим.

Режиссер постановки — заслуженный деятель искусств РЮО Тамерлан Дзудцов. Автор пьесы — народная артистка РЮО, лауреат премии им. К. Хетагурова, поэтесса Людмила Галаванова. Главные роли в спектакле исполняют заслуженный артист РЮО Жан-Жак Харебов, Виссарион Битаров, Милена Битиева и Эдуард Ванеев. Также в пьесе задействованы Жанна Догузова, Инга Гагиева, Натия Чохели и Батрадз Кумаритов. Музыкальная аранжировка — Жан-Жака Харебова, хореографическая постановка — Георгия Келехсаева.

На премьере присутствовали руководители республики: Президент Леонид Тибилов, Председатель Парламента Анатолий Бибилов, местная интеллигенция, завзятые театралы и представители молодежи.

Мадина Бязрова

 

Наверх