Великое Воскресение Христово (Пасха) — самый важный и светлый христианский праздник, который в Южной Осетии отмечают вместе со всем православным миром.

В этот день совершилось перехождение человечества от смерти — к жизни, от земли — к небу. Воскресение Иисуса Христа — первая действительная победа жизни над смертью. Для всего мира это начало новой жизни светлой и радостной.

В величайший из христианских праздников случаются чудеса, основным из которых является Благодатный огонь, который ежегодно нисходит в Иерусалиме в Великую субботу, накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова, который бывает доставлен во все христианские страны, в том числе и в Южную Осетию, — об этом МИА «Южная Осетия сегодня» рассказал Благочинный церквей Аланской Епархии Южной Осетии отец Иаков.

«Пасха это древнееврейский праздник, который укоренился в народе, а на самом деле мы должны называть этот праздник — Святым Великим Воскресением Христа.

С субботы на воскресенье ровно в 00:00 в Храме Пресвятой Богородицы пройдет Крестный ход.

Мы подойдем к Западным вратам и там поем Тропари Воскрешения Христова, Пасха началась. Надо три раза стукнуть об дверь и она отварится. Мы входим в храм со словами Христос Воскрес, это символично объясняет, что Христос, после того как испустил дух, спустился духовно в ад разломив двери и оттуда вышли первые праведники в рай и Мир преобразился», — уточнил он.

После этого Президент Леонид Тибилов традиционно поздравит с великим праздником, югоосетинский народ и весь православный мир.

«Надо отметить, что это важная и хорошая традиция, когда Глава государства поздравляет граждан не только с государственными праздниками, но и во время наших национально-религиозных праздников. А Пасха («Куадзæн») у осетин, как нам всем известно, издревле является одной из важнейших праздников.

После поздравления Президента мы начинаем Богослужения: Пасхальная Утреня, Литургия — Светлое Христово Воскресение – Пасха.

Пасхальные службы на самом деле проходят две недели: первая – Богослужения во время Страстной седмицы (дни особой печали, воспоминаний последних дней земной жизни Господа, когда он готовился принести себя в жертву) и вторая – службы проходящие в пасхальную неделю – в Красную седмицу», — обозначил отец Иаков.

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

«Чувство победы заложено Богом в человеке, но надо его направлять не на мелкие земные победы, а на великую победу – победу над смертью.

Сын Божий принес себя в жертву, но потом воскрес и Воскресенье это является таинством, необъяснимым фактом, даже через две тысячи лет остается таковым перед человечеством. Принеся себя в жертву, Христос этим избавил человечество от греха первоначального (история Адама и Евы).

На Пасху нельзя ссориться, злиться, в этот день сердца должны быть полны радостью», — отметил Благочинный Аланской епархии.

В течении Красной седмицы также будут совершаться Богослужения, соответствующие дальнейшим праздникам, Крестные ходы, будет освящаться вода пасхальная.

«К нам приезжает наш епископ греческий владыка Амвросий, также приедут гости – паломники из России, увидеть святыни Осетии.

В понедельник христиане снова готовят пасхальные куличи, красят яйца, традиционные три пирога и во вторник 10-го мая («мӕрдты куадзӕны») идут на кладбище поминать родственников. Но, важно знать, что оплакивать при этом покойных нельзя, так как в этот день мы делимся радостью Воскресения Христа с ними. У могилы надо три раза произнести Христос Воскрес и с порога прокатить яйцо к могиле и зажечь свечи», — заключил отец Иаков.

Помимо храма Пресвятой Богородицы Богослужения пройдут и в храме Константина и Елены, которые проведет отец Алексей, а также службы будет проводить и представитель РПЦ отец Сергий (Кокоев).

Христос Воскрес, дорогие сограждане, Во Истину Воскрес!

История Великого Воскресения Господа Иисуса Христа

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались. В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними. В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас. Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам». Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле. Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

В праздник Пасхи начинается разговление после длительного Великого поста, и главными атрибутами праздничного стола являются крашенные яйца, кулич и пасха (сладкое блюдо из творога с изюмом). Крашенное яйцо (раньше — это были только красные яйца) — символ мира, обагренного кровью Иисуса Христа и через это возрождающегося к новой жизни. Кулич (высокий хлеб из сдобного теста) — символ тела Господнего, к которому должны причащаться верующие. Кстати, вся эта пасхальная еда освящается в церкви накануне — в Страстную субботу.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Антипасха, Вознесение и Троица), тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными.

Мадина Бязрова

Наверх