Нартский эпос по справедливости называют героическим. Действительно, на всем эпическом полотне повествования центральными, монументальными фигурами являются Уырызмаг и Сослан, Батрадз и Ацамаз. Именно эти образы создают высокую патетику сказания о нартах. Однако, представьте себе, если бы не было среди них Сырдона, то эпос был бы менее ярким и содержательным. Хотя он и не отличается героическими качествами.

Сырдон самый противоречивый персонаж нартских сказаний. Он мастер на злые шутки и всевозможные козни, сеющий раздор и конфликты, его постоянные эпитеты – «лживый Сырдон» (гæды Сырдон) и «злой гений нартов» (нарты фыдбылыз). Вместе с тем он обладает изворотливым умом, наделен мудростью и тайным знанием, в трудную минуту выручает нартов советами.

Сырдон оборотень, способный превращаться в старуху, старика, молодую женщину, ласточку и даже в шапку. Его образ развивается в эпосе не в героическом, а в комическом и бытовом плане.

Важная деталь. Сырдон по рождению не является нартом. В истории его зачатия нет любви, он появляется на свет после того, как повелитель рек и ручьев Гатаг коварством овладел дочерью владыки морей и океанов Донбеттыра Дзерассой. Злоупотребляя своим положением хозяина вод, грозя закрыть женщинам доступ к воде, Гaтaг принудил нaртскую красавицу к сожительству, и от этой вынужденной связи родился Сырдон. С учетом родственности Гатага и Донбеттыра, как патронов водных стихий – это еще и факт инцеста.

Единственное, что его породнило с нартами при рождении, так это то, что его мать Дзерасса была нартской невесткой. Растет и мужает Сырдон с нартской молодежью, но смотрят они на него свысока, не принимая мальчика в свой круг общения. То ли по рождению, то ли по причине социального отторжения, образ Сырдона приобретает демонические черты. «Смотрит он на мир, не моргая, глаза у него затравленного волка. Чем-то он на нас похож, но есть в нем что-то от демонов-далимонов» – говорили о нем нарты.

Не удивительно, что этот пария обитает отдельно от нартов в скрытом от людских глаз жилище-лабиринте. Именно туда Сырдон силой затаскивает свою будущую жену, там ей суждено родить ему детей и умереть.

Известно о его сыновьях, которых звали Конага, Уарагаи Фуага. Каждое из этих имен связано с определенным смыслом. Старший родился у очага (къона) и оттуда – Конага, второго было трудно рожать и Сырдон положил свою жену на колени (уараг), оттуда – Уарага. Третий же родился с закрытым ртом и чуть не задохнулся. Сырдон дунул ему в рот, чтобы ребенок стал дышать, оттуда имя – Фу (Фуага).

Говорится в сказании и о дочери Сырдона, правда имя ее не называется. Была она непутевой и оказалась в интересном положении вне брака. Сырдон поспешил выдать ее замуж. Когда в дом к нему пришли сваты, они увидели, что девушка на выданье уже на сносях. В ответ на возмущении сватов, Сырдон замечает: «Разве корова с теленком не ценится больше, чем телочка?!»

Есть в Нартском эпосе упоминание и о безымянной родственнице – тете Сырдона по матери, да еще и о собаке плута – Гудзуни.

Но даже больше, чем своими кознями Сырдон привлекает внимание слушателей эпоса трагическим эпизодом, связанным с его сыновьями. Как-то похищает он корову нарта Хамыца, затаскивает ее в свое потаенное жилище и, освежевав, бросает мясо в котел. Поручив членам семьи присматривать за ужином, он отправляется на общественное собрание – Ныхас.

В это время разъяренный Хамыц находит вход в жилище-лабиринт нартского плута. Вокруг котла сидели сыновья Сырдонa, тут же лежит головa Хaмыцевой коровы. Пришедший в ярость Хaмыц схвaтил сыновей Сырдонa и, порубив их, бросает в котел. Вскоре вернулся домой Сырдон. Вынимaя из котлa мясо, он с ужасом узнает части тел своих сыновей. Горе его было беспредельно.

Достал он из котла останки всех своих детей, сложил кости руки старшего своего сына и составил из них основу арфы-фандыра, жилы, ведущие к сердцам других сыновей, натянул он на фандыр, так что получилось двенадцать струн, опустился возле тел своих детей, ударил по струнам и запел-зарыдал. Затем взял в руки свой фандыр и пошел на Ныхас. И сказал он нартам: «Те, чьи сердца не испытали горести и несчастья, пусть послушают игру фандыра».

И так заиграл на фандыре Сырдон, что вся Вселенная слушала его. Синее небо застонало и пролило слезы. Прекратили охоту хищные лесные звери и в безмолвии опустили головы к земле. Птицы стаями прилетели к Сырдону и зарыдали-загоревали вместе с ним. И люди, что сидели на Ныхасе, понурились, опустили головы, застонали и градом полились слезы из их глаз.

Скорбь возвышает и облагораживает даже злодеев, и мы видим, что в эту ужасную минуту Сырдон вырастает перед нами в яркую и трагическую фигуру, внушающую невольное уважение. Тaк, впервые появляется у нaртов двенaдцaтиструннaя aрфa-фандыр. Дарит он арфу нартам и очарованные ее звучанием, они наконец-то принимают его в свое общество.

Однако, даже став полноправным членом сообщества героев, он продолжает свои козни. Непримиримые отношения у него складываются с нартом Сосланом. Сырдон при закалке Сослана в волчьем молоке посоветовал кузнецу Курдалагону укоротить корыто и незакаленные колени Сослана станут после его ахиллесовой пятой. Сырдон подстроил для Сослана жребий гнать нартские табуны в земли великана Мукара – в надежде на то, что тот там погибнет. Он же превратившись в шапку, выведал способ погубить нартского героя и его чудесного ко-ня. Сырдон подговорил Балсагово Колесо вероломно поразить своего врага.

Досталось от него и Хамыцу, не только корову у него он украл, но и сделал так, что благородный нарт расстался со своей миниатюрной супругой Быценон.

Сыграл он свою роковую роль и в стремлении нартов помериться силой с Богом. Избыточность сил нартов, уже не находящих себе противников на земле, заставляет их искать повода к борьбе с Создателем. Но переживали нарты от того, что не могут найти способа вызвать его на бой. «Рассердите Бога и тогда он явится к вам», – советует хитроумный Сырдон и подсказывает нартам, как это сделать. Оказывается, когда нарты входят в свои дома, у них низкие двери и им приходится наклонять голову: «Бог принимает этот жест как поклонение ему. Сделайте в домах своих высокие двери, не упоминайте имя Бога, не приносите ему жертв, и тогда он рассердится и явится к вам», – таков был совет плута и нарты следуют ему. Да, в этой ситуации Сырдон был само коварство, но разве он был причиной гордыни нартов?!

Подготовила Д.Плиева, газета «Респулика»

Наверх